Евгений Сидоров: «Зрителей полно, искусства кот наплакал. Уходят лучшие»

 
Театр не может жить в вакууме, в отрыве от реальности, поэтому «Театрал» в каждом своем номере предоставляет «трибуну» общественным деятелям и просит поделиться тем, что их тревожит в данный момент (мнение редакции может не совпадать с мнением героев публикации). Сегодня наш гость – экс-министр культуры РФ Евгений СИДОРОВ.

Сейчас каждому приходится думать о своей личной роли в происходящих событиях. Жечь глаголом сердца людей, конечно, надо, но они не загорятся, и порой не от страха, а просто от непонимания того, что происходит. Объединить лучшие силы страны может только идея будущей России. Но ее нет и не предвидится. Лет пятнадцать тому назад я уже писал, что перед нами реально открыты два стратегических пути, и с этим согласны многие: либо Россия примкнет к «соединенным штатам Европы», удержав свое культурное своеобразие, либо она будет поглощена восточным, по преимуществу китайским, экспансионизмом. Удержать прочное промежуточное положение между Востоком и Западом наша страна уже не в силах и по демографическим, и по геополитическим (атака исламского юга), и по социально-экономическим причинам. Мы опоздали присоединиться к демократическому поезду, и наш авторитарный состав мчит уже не разбирая ни дороги, ни внятной и разумной цели.

Говоря о первом пути, я, разумеется, не ратую за копирование западноевропейской политической и социальной модели. Речь может идти о разумном сочетании рыночного капитализма и социалистического хозяйствования. Правда, здесь для успеха требуется новая психология производителя и новая государственная политика, основанная не на средневековом трайбализме, классическом русском взяточничестве и проедании природных ресурсов, а на стратегии инновационного возрождения лучшего из нашего исторического опыта и плодотворного сотрудничества с наиболее развитыми экономиками мира. И здесь немалую, а может, и решающую роль призвана сыграть современная русская культура, в самом широком смысле этого понятия, находящаяся сегодня в довольно плачевном состоянии и коммерческом плену.

Настоящий художник, даже царедворец может расчетливо гнать пургу или заблуждаться каждый день. Ему нужен отдых на сквозняке действительности. В последнее время я замечаю, что наши государственные СМИ стали уставать. В их голосе появляются оттенки, возникают щели некатегоричности. Некоторые знаменитые лица из породы творцов художественных ценностей и мастеров журналистского цеха, не покинувшие страну, сознательно уходят в тень, избегая появляться в информационном поле.

Меня, между прочим, спрашивают, как быть сегодня театру, с кем ему быть, когда общество так расколото? Это гамлетовский вопрос, и ответ однозначен: не быть! Т.е. не служить никакой власти, даже если она самая демократическая и платит тебе содержание. За то и должна платить, чтобы хоть от дурака слышать правду. Себе же на пользу. И уж, конечно, нельзя так вредить себе, закрывая «Эхо Москвы» и «Новую газету».

Продолжая вспоминать Шекспира, скажу, что театра в нашей жизни стало больше, чем на сцене. И это свидетельство глубокого культурно-политического кризиса. Депутаты и суды, следственные и полицейские органы, тучи чиновников разного ранга, словно проснувшись, то и дело являются к нам будто бы из произведений Гоголя и Щедрина. Такова, в сущности, заповедная почва России, ее властной вертикальной декорации, ее упоительной цензуры и нездоровых бюрократических преобразований.

«Оптимизация» охватила не только медицинские, но и театральные подмостки. Сливаются столичные и провинциальные театры. Драматургия теснится на обочине столбовой дороги развлекательного разгула. Зрителей полно, искусства кот наплакал. Уходят лучшие, например, Туминас. Но это и требуется для превращения зрителей в безразмерный единый электорат.


В начале девяностых никто из нас, членов правительства, и подумать не мог, что произойдет такое. На коллегии Минкульта звучат одни победные цифры посещений музеев и театров, и никто не говорит о смыслах творчества. Частный человек исчез или затаился. Гром победы заглушает тихие слова любви, радости, сочувствия. Слова протеста порой влекут уголовное наказание. Университеты и школы призывают воспитывать не граждан, а лоялистов.

Конечно, не все так плохо, многие мои современники, их дети и внуки стали жить материально лучше. Да и талантливые люди искусства и педагоги на Руси не перевелись. И депутаты, и чиновники тоже не все на один подбор. Поверьте, я не мизантроп, но как русский литератор и государственник, болеющий за свою страну, не могу в то же время равнодушно пройти мимо свидетельств её духовных и художественных потерь.

Я верю, что на смену новому русскому средневековью придет эпоха нового просвещения с её стойким различением добра и зла в любых проявлениях жизни. С её вкусом к свободе, к прекрасному в человеке и природе. Иначе Россия не сможет внести свою благую и поучительную весть во всемирную историю, творящуюся на наших глазах.

Серьезная большая литература и драматургия нужны людям, которые приучены думать о жизни и смерти. Никакой гаджет не отменяет этого закона. Но они не могут появиться на развалинах национального мира и культуры, которые должны быть по-новому восстановлены сперва в творческом сознании авторов, а затем и в душах наших потомков.


ЕВГЕНИЙ СИДОРОВ
РОДИЛСЯ: 11 ФЕВРАЛЯ 1938 г. В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ (1961), АСПИРАНТУРА АКАДЕМИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ПРИ ЦК КПСС (1974), КАНД. ФИЛОЛ. НАУК. КАРЬЕРА: ЧЛЕН РЕДКОЛЛЕГИИ И ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ГАЗЕТЫ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ» (1962-1965), ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ» (1965-1967), ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ КРИТИКИ ЖУРНАЛА «ЮНОСТЬ» (1967-1971), ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АОН ПРИ ЦК КПСС (1974-1978), ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР (1978-1987) И РЕКТОР ЛИТИНСТИТУТА им. ГОРЬКОГО (1987-1992). МИНИСТР КУЛЬТУРЫ РОССИИ (1992-1997), ЧЛЕН КОМИССИИ РФ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО (С 1992) ПОСТОЯННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РФ ПРИ ЮНЕСКО В ПАРИЖЕ (1998-2002), ПОСОЛ ПО ОСОБЫМ ПОРУЧЕНИЯМ (2002-2004), ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ (С 2008).


Поделиться в социальных сетях:



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • На спектакле в Калуге артисты в форме ВСУ инсценировали захват зрителей в заложники

    В калужской филармонии состоялась премьера иммерсивного спектакля Романа Разума о военных действиях на Донбассе «Вежливые люди», в рамках которого артисты, одетые в форму ВСУ, инсценировали стрельбу и захват зрителей в заложники. ...
  • Премьеру «Ну здравствуй, Лена!» покажет Мастерская Брусникина

    1 декабря театр «Мастерская Брусникина» и пространство «Внутри» представят премьеру спектакля «Ну здравствуй, Лена!» Михаила Мещерякова. Это современная мистерия про городок русской сказки по пьесе Марии Малухиной, вошедшей в шорт-лист фестиваля драматургии «Любимовка» в 2020 году. ...
  • Юрий Бутусов ушел из Театра Вахтангова

    Главный режиссер Юрий Бутусов уволился из Театра Вахтангова, так как сейчас находится в Париже и в ближайшее время не сможет продолжить работу над спектаклями. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на директора театра Кирилла Крока. ...
  • «Петя, волк и Володя-музыкант» покинут РАМТ

    В РАМТе 12 ноября пройдут заключительные показы экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, волк и Володя-музыкант», жанр которого авторы определяют как «симфонический цирк». Спектакль посвящен 85-летию всемирно известной симфонической сказки «Петя и волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра и продолжает цикл мероприятий к 100-летию РАМТа. ...
Читайте также