"Это же какая-то самодеятельность!"

Юбилей Дома-музея Марии Ермоловой отметили в неформальной обстановке

 

В этом году Дому-музею великой драматической актрисы Марии Ермоловой исполнилось 25 лет. Поздравить уникальное для театральной Москвы место, а заодно совершить путешествие «Из прошлого в будущее» (именно такое название носил юбилейный вечер) собрались Юрий Соломин и актеры Малого театра, в котором блистала Ермолова, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин со своими студентами, Василий Бочкарев, Петр Фоменко и многие другие. В неформальной обстановке режиссеры и артисты вспомнили, с чего все начиналось.

В доме на Тверском бульваре, где Мария Ермолова прожила более 30 лет, многое осталось таким же, как при жизни великой актрисы: сотни томов книг с ее заметками на полях, костюмы, фотографии, старые часы в деревянном футляре и даже кровать, в которой прервалось ее дыхание. «Да никогда актрисой быть не сможет!» – такой жестокий вердикт вынес Ермоловой знаменитый актер Самарин. «Несмотря ни на что во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я стану великой актрисой. И эта уверенность не покидала меня никогда», – записала в своем дневнике актриса. Действительно, Мария Ермолова считается гениальной трагедийной актрисой, которая умела передать на сцене тончайшие нюансы чувств.

«Трудно принимать гостей, но очень приятно», – отметила директор Дома Ермоловой Раиса Островская, которая никак не могла организовать гостей, пришедших поздравить музей с юбилеем. Как известно, артисты – народ вечно спешащий и из-за этого выбивающийся из графика. Программа вечера, которую так тщательно планировала директор, перестраивалась по ходу, поскольку некоторые актеры заскочили на минутку и спешили дальше по своим делам. Так, выкроили время между репетициями студенты РАМТа во главе с Алексеем Бородиным. «Когда в этом доме случаются торжественные события, я привожу сюда студентов, – сказал Бородин. – На мой взгляд, именно студентам надо дать возможность побыть здесь – среди такой потрясающей публики, в этом легендарном доме, который для всех нас очень много значит». Подрастающее поколение РАМТа прочувствовало радость, боль и сомнения Марии Ермоловой, зачитывая фрагменты писем и выдержки из ее дневников. Словно перекликаясь с сегодняшним днем, прозвучали слова, сказанные Ермоловой почти столетие назад: «Дорогое, милое искусство, что с ним теперь? Все навыворот, порнография, безумие – вот литература и театр нашего времени. Я со страхом думаю, что нужно снова выходить на сцену. На то, что я бы хотела – уже нет сил, а то, что хочет мода – я не хочу».

Одним из первых спектаклей, который родился в Доме Ермоловой в 1988 году, был «Николай Гоголь. Нос». Четверо актеров, а именно Александр Пономарев, Николай Трифилов, Борис Репетур и Алексей Яковлев, репетировали таинственную для сотрудников музея постановку в вестибюле. И только непосредственно перед премьерой финальный прогон прошел в Белом зале. Одна из сотрудниц, работавших в то время в доме, бегала вверх-вниз по этажам и причитала: «Кого мы впустили?! Это же какая-то самодеятельность!» Впоследствии на этот спектакль, в котором перекликается проза Гоголя и авангардные стихи Велимира Хлебникова, было невозможно попасть.

Как отметил режиссер Александр Пономарев, «идея воспроизведения этого спектакля спустя двадцать лет – весьма авантюрная» и попросил присутствующих не относиться к эксперименту по воскрешению спектакля серьезно. Один из эпизодов постановки начался со стихотворения Хлебникова в исполнении Бориса Репетура: «Птица, стремясь ввысь, летит к небу. Панна, стремясь ввысь, носит высокие каблуки. Когда у меня нет обуви, я иду на рынок и покупаю ее. Когда у кого-нибудь нет носу, он покупает воску. Когда у народа нет души, он идет к соседнему и за плату приобретает ее – он, лишенный души». Пока Репетур декламировал стихотворение, актера Николая Трифилова, исполнителя роли Гоголя, уложили на фортепьяно (в оригинале он лежал на хромированной больничной каталке) и укрыли зеленым сукном, под которым он пролежал на протяжении всей сцены.

Разумеется, день рождения не обошелся без многочисленных подарков. В частности, Александр Пономарев вручил Раисе Островской единственную сохранившуюся афишу спектакля «Николай Гоголь. Нос», стилизованную под Инь и Ян (только вместо черно-белых «капелек» восточного знака равновесия на плакате изображены очертания носа в профиль). А от коллектива Малого театра Дом-музей Ермоловой получил в дар раритетную брошюру – репертуар сезона Малого 1909-1910 годов. Однако, по признанию Раисы Островской, лучшим подарком для нее стало появление на вечере легендарного режиссера Петра Фоменко. Петр Наумович рассказал о том, как рождался в Доме Ермоловой знаменитый фоменковский спектакль «Волки и овцы», а также прочитал фрагмент из первой главы «Пиковой дамы».

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Людмила Максакова отмечает юбилей

    Талантливая актриса, стильная женщина, прекрасный педагог. Зритель мгновенно попадают под её обаяние. На вахтанговской сцене она прожила множество жизней своих героинь, придя сюда после окончания Театрального училища им. ...
  • Акция «Встречаемся в театре!»: что осталось за кадром

    Беспрецедентной и самой массовой театральной акцией сентября стала рекламная компания «Встречаемся в театре!», призванная вернуть зрителей в театральные залы и познакомить с премьерами нового сезона. «Театрал» публикует эксклюзивное видео со съемок рекламного ролика и рассказывает, почему авторы проекта решили показать то, что обычно остается за кадром. ...
  • В «Практике» исполнят современную вокальную музыку

    30 сентября в театре «Практика» состоится концерт «Не только романсы», на котором прозвучит вокальная музыка ведущих современных композиторов. Артисты ансамбля «Практика», а также специальный гость – актриса «Гоголь-центра» Светлана Мамрешева, участница шоу «Голос» на Первом канале – исполнят сочинения Леонида Десятникова, Алексея Сюмака, Владимира Раннева, Александра Маноцкова, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова, Андрея Бесогонова. ...
  • В Пскове стартовала режиссерская лаборатория

    Сегодня, 25 сентября, на Пушкинском театральном фестивале открылась режиссерская лаборатория «Школьная классика: новый ракурс». Три московских режиссера – Кирилл Вытоптов и Никита Кобелев, ученики Олега Кудряшова, а также Александр Плотников, ученик Камы Гинкаса – «обратились к текстам русской классики, рекомендованным для обязательного или углубленного изучения в средней школе», как рассказал арт-директор фестиваля Андрей Пронин. ...
Читайте также