23 ноября к юбилею драматурга Мориса Метерлинка в Музее МХАТ откроется выставка «Синяя птица. Страна воспоминаний» об искусстве театрального света со световыми инсталляциями.
На выставке представят эскизы, костюмы, фотографии, реконструкции пяти макетов декораций, созданные студентами Школы-студии МХАТ, а также синие птички, сделанные к выставке подопечными Фонда Константина Хабенского.
В истории МХТ спектакль «Синяя птица» занимает особое место. Метерлинк отдал свою пьесу в Художественный театр в 1906 году, предоставив московской труппе право первой постановки. Но премьера состоялась лишь через полтора года – в сентябре 1908-го.
Станиславский рассказывал о том, как неожиданно вместе с Леопольдом Сулержицким и художником Владимиром Егоровым они набрели на идею использовать для оформления черный бархат и поняли, что именно этот материал способен обеспечить самые фантастические превращения на сцене. За преображениями стояли слуги просцениума, абсолютно невидимые в своих черных костюмах и перчатках. Кроме «черных людей», трюки в «Синей птице» совершались при помощи тайных люков, карманов, «конвертов» сцены, изощренной световой партитуры: цветовых лучей, разного типа фонарей, «плавающего», пятнистого, «блуждающего» освещения.
Жизнь постановки оказалась долгой, но непростой. Постепенно «Синяя птица» превратилась в детский утренник. В Гражданскую войну Вахтанг Мчеделов сделал новую редакцию спектакля с молодежью Второй студии, в середине 1920-х советская цензура требовала бесконечных переделок: не устраивал мистицизм постановки. На некоторое время «Синяя птица» сошла с репертуара, но в 1936 году вернулась. К концу 1990-х «Синюю птицу» сыграли 4574 раза: спектакль шел тогда уже во МХАТе имени Горького.
На выставке представят эскизы, костюмы, фотографии, реконструкции пяти макетов декораций, созданные студентами Школы-студии МХАТ, а также синие птички, сделанные к выставке подопечными Фонда Константина Хабенского.
В истории МХТ спектакль «Синяя птица» занимает особое место. Метерлинк отдал свою пьесу в Художественный театр в 1906 году, предоставив московской труппе право первой постановки. Но премьера состоялась лишь через полтора года – в сентябре 1908-го.
Станиславский рассказывал о том, как неожиданно вместе с Леопольдом Сулержицким и художником Владимиром Егоровым они набрели на идею использовать для оформления черный бархат и поняли, что именно этот материал способен обеспечить самые фантастические превращения на сцене. За преображениями стояли слуги просцениума, абсолютно невидимые в своих черных костюмах и перчатках. Кроме «черных людей», трюки в «Синей птице» совершались при помощи тайных люков, карманов, «конвертов» сцены, изощренной световой партитуры: цветовых лучей, разного типа фонарей, «плавающего», пятнистого, «блуждающего» освещения.
Жизнь постановки оказалась долгой, но непростой. Постепенно «Синяя птица» превратилась в детский утренник. В Гражданскую войну Вахтанг Мчеделов сделал новую редакцию спектакля с молодежью Второй студии, в середине 1920-х советская цензура требовала бесконечных переделок: не устраивал мистицизм постановки. На некоторое время «Синяя птица» сошла с репертуара, но в 1936 году вернулась. К концу 1990-х «Синюю птицу» сыграли 4574 раза: спектакль шел тогда уже во МХАТе имени Горького.