Мария Ревякина

«Всегда болею за спектакли из регионов»

 

27 марта, в Международный день театра, открывается 17-й национальный театральный фестиваль и премия «Золотая маска». Фактически «Маска» начинает конкурсные показы много раньше: например, демонстрация спектаклей Мариинского театра в этом году проходила уже в январе, но самое горячее время – как обычно, конец марта – середина апреля. О буднях и праздниках главного театрального фестиваля страны «Театралу» рассказала директор «Золотой маски»
– С какими вызовами времени столкнулся фестиваль в этом сезоне?

– Если вы имеете в виду широко обсуждаемую реформу театра, то к автономной некоммерческой организации «Золотая маска» она прямого отношения не имеет. Но поскольку новые федеральные законы влияют на жизнь российского театра – нас они, безусловно, беспокоят. В этом году мы проводим большой «круглый стол» «Новые типы учреждений культуры: отличительные черты, достоинства и риски», куда приглашаем Министерство культуры, законодателей, директоров театров, которые уже работают по форме автономного учреждения. Мы считаем своим долгом помочь руководителям театров разобраться во всех нововведениях.

– А как развиваются ваши региональные проекты?

– С 2000 года мы провели больше 40 фестивалей в различных городах страны, больше 60 лучших театральных коллективов встретились со зрителями. Афишу проекта с каждым регионом мы согласовываем отдельно. В Омск в мае везем спектакли Театра наций, МХТ, МДТ. В Саранске, Самаре, Череповце и странах Балтии будут другие театры. Как правило, в гастрольную афишу мы предлагаем включить те спектакли, которые номинировались на «Маску» или стали ее лауреатами. Цель проектов неизменна: показать в регионах качественный художественный продукт. Для нас гастроли – это просветительская задача. Для зрителей это – возможность увидеть живое, современное, профессиональное искусство.

– Как обстоят дела с программой «Маска плюс»? Ведь она поначалу делала акцент на спектакли стран СНГ…

– «Маска плюс» за несколько лет стала очень важным сопровождением конкурса. Мы все время расширяем географию этой программы: в этом году много спектаклей из маленьких городов – Канска, Прокопьевска, Мариинска и других. И как всегда, есть спектакли из стран СНГ и Балтии. В странах СНГ положение с театрами очень сложное – и с русскоязычными, и с национальными. Наше общее межкультурное питание прекратилось, кажется, навсегда. Но все же вопреки этому факту мы стараемся привозить оттуда интересные работы.

– В номинации «Новация» этого года – спектакль «Час восемнадцать», рассказывающий о гибели в тюрьме юриста Сергея Магнитского. Чем вы руководствовались, включая в конкурс эту документальную историю?

– В прошлом году я была на читке пьесы, и она вызвала огромный интерес. Хорошо помню, как в зале сидела мама Магнитского, его племянник. Актеры просто читали текст, собранный на основе документов допросов. Но это было страшно. На мой взгляд, привлечение широкого внимания к истории Сергея Магнитского, по крайней мере в театральной среде, было во многом вызвано этим проектом. Участие спектакля в программе «Маски» было логичным шагом. А отбор спектакля «Час восемнадцать» в номинацию «Эксперимент» – это решение экспертных советов. Тема отношений человека и власти столько раз звучала в классических пьесах, а в «Часе восемнадцать» она проявлена и сформулирована в современном материале.

– Как строится ценовая политика «Золотой маски»?

– Чтобы была ясна наша ценовая политика, надо сказать в целом о бюджете «Маски». Бюджет консолидированный: 66% поступает из бюджетов разных уровней – федерального и города Москвы, порядка 22% – это спонсоры, 10 % – доходы от продажи билетов. Остальное добираем за счет небольших партнерских и спонсорских вливаний. Плюс у нас всегда значительные билетные квоты для партнеров, спонсоров, прессы, театров – участников фестивальных программ. Самые дорогие билеты – только на Мариинку. В Москве всегда есть 200 человек, готовые купить билеты на Мариинский балет по 6 тысяч. Билеты на региональные спектакли стоят от 100, 300, 500 рублей и до полутора тысяч. Вход на читки – 30–50 рублей. О проекте «Польский театр в Москве» хочется сказать отдельно. В этом году он как бы заменяет проект «Легендарные имена и спектакли». Полтора года мы готовили его вместе с Институтом Адама Мицкевича и Министерством культуры РФ, с Фондом Михаила Прохорова и в первую очередь с нашими кураторами, театральными критиками. Афиша получилась очень интересной. Она включила «(А)поллонию» Кшиштофа Варликовского, осмысляющую холокост как центр польской истории XX века, «Персону. Мэрилин», психологический боевик Кристиана Люпы о расставании человека со своей персоной, спектакли «Вавилон» Майи Клечевской и «Небольшой рассказ» Войчеха Земильского. Закрывается проект спектаклем «T.E.O.R.E.M.A.T.» Гжегожа Яжины, где на наших глазах от прикосновения соблазна легко рушатся устои целой семьи.

– Минувшим летом в Авиньоне шли разговоры о том, что «Маска» может привезти спектакль Кристофа Марталера «Защита от будущего» – об опытах нацистов над детьми из неблагополучных семей, о развитии науки евгеники на таком «человеческом материале»…

– Мы ведем переговоры с Марталером, вот уже два года обсуждаем возможность привезти «Сонеты Шекспира» Роберта Уилсона. Очень хочется привезти эти поистине программные спектакли. Но надо понимать: это очень дорого. Поэтому всегда, когда мы формируем проект «Легендарные имена и спектакли», должны найти спонсоров.

– Как вы сами относитесь к тому пиетету, который испытывают номинанты «Маски» перед премией?

– Амбициозное желание творческого человека быть замеченным – нормально. Но для нас, организаторов, самое главное – афиша «Маски». Если спектакль попал в афишу «Маски», он попал в историю российского театра. «Маска» – это театральная летопись. Можно писать диссертации, изучая на основе масочной афиши, как складывались театральные сезоны, какие ставились пьесы, какие выбирались жанры, что происходило с режиссурой, как менялся репертуар. Я всегда радуюсь, когда в афишу попадают хорошие спектакли из регионов, и очень за них болею.

– Как отвечаете на самый больной вопрос: «Почему меня не взяли?»

– Этот вопрос всегда касается проблемы экспертного отбора и оценки художественной ценности спектакля. Каждый год работа экспертных советов усложняется. Я вижу, как серьезно эксперты относятся к своими задачам, сколько материалов им приходится смотреть, как много они ездят в командировки по России. Вы могли заметить: последние несколько лет эксперты непосредственно участвуют во всех пресс-конференциях и аргументировано отвечают на вопросы по составлению афиши. Всю полемику вокруг вопроса «Почему меня не взяли?» можно свести к формуле: «Золотая маска» была задумана как оценка профессионалов профессионалами. К тому же нельзя забывать о том, что фестиваль является ежегодным, и его афиша отражает объективные процессы, происходящие в театре.

– Российский театральный процесс в целом оставляет поле для оптимизма и работы?

– Мне кажется, да. Коль скоро появляется столько хороших работ, театр жив. Нынешний московский сезон начался очень интересно – премьеры в МХТ, Театре Вахтангова, РАМТе, Театре наций, в Большом театре и Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Ждем вестей из регионов. Надо всегда помнить – театр дело практическое, многозадачное: нужно привлечь публику и в то же время не забывать о главном – о серьезных художественных задачах, о творческом поиске и эксперименте.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Людмила Максакова отмечает юбилей

    Талантливая актриса, стильная женщина, прекрасный педагог. Зритель мгновенно попадают под её обаяние. На вахтанговской сцене она прожила множество жизней своих героинь, придя сюда после окончания Театрального училища им. ...
  • Акция «Встречаемся в театре!»: что осталось за кадром

    Беспрецедентной и самой массовой театральной акцией сентября стала рекламная компания «Встречаемся в театре!», призванная вернуть зрителей в театральные залы и познакомить с премьерами нового сезона. «Театрал» публикует эксклюзивное видео со съемок рекламного ролика и рассказывает, почему авторы проекта решили показать то, что обычно остается за кадром. ...
  • В «Практике» исполнят современную вокальную музыку

    30 сентября в театре «Практика» состоится концерт «Не только романсы», на котором прозвучит вокальная музыка ведущих современных композиторов. Артисты ансамбля «Практика», а также специальный гость – актриса «Гоголь-центра» Светлана Мамрешева, участница шоу «Голос» на Первом канале – исполнят сочинения Леонида Десятникова, Алексея Сюмака, Владимира Раннева, Александра Маноцкова, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова, Андрея Бесогонова. ...
  • В Пскове стартовала режиссерская лаборатория

    Сегодня, 25 сентября, на Пушкинском театральном фестивале открылась режиссерская лаборатория «Школьная классика: новый ракурс». Три московских режиссера – Кирилл Вытоптов и Никита Кобелев, ученики Олега Кудряшова, а также Александр Плотников, ученик Камы Гинкаса – «обратились к текстам русской классики, рекомендованным для обязательного или углубленного изучения в средней школе», как рассказал арт-директор фестиваля Андрей Пронин. ...
Читайте также