С бала на корабль

Музыкальный театр обратился к личной жизни Андерсена

 

Театр Станиславского и Немировича-Данченко купил «Русалочку» у знаменитого хореографа и сценографа Джона Ноймайера. Музыку сочинила бывшая россиянка, ныне европейский композитор Лера Ауэрбах. Ее партитура, подражающая одновременно Шнитке, Шостаковичу, Прокофьеву и Гаврилину – типичная для наших дней симфоническая смесь. С лирикой, громоподобными апофеозами и откровенной сатирой (цитата из «Цыпленка жареного»).
Сказать, что в спектакле много воды – в данном случае не значит критиковать: действие происходит на корабле и в океане. Сюжет сохранен, но модифицирован для взрослых. Ноймайер обратил внимание на частную жизнь Андерсена: писатель, как известно, был поражен и расстроен, когда его близкий друг решил жениться. Сказочник (в облике Поэта) стал театральным персонажем: избавляясь от стресса, Поэт сочиняет историю, героиня которой испытает любовную печаль.

Балет непрост: в нем есть текст, подтекст и третий смысл. Это притча о цене, которую приходится платить за любовь. Драма несовпадения внешнего и внутреннего. История о несправедливости судьбы. И сказка о Золушке, как бы осмысленная наоборот: героиня попадает не с корабля на бал, а с бала на корабль. В подводном царстве царит покой, там медленно «порхают» экзотические обитатели в сложном гриме и длинных штанах-хвостах. Ноймайер придумал глубокое синее марево, светящиеся волны и зыбкую, изменчивую пластику, подсмотренную в океанариуме и в японских театрах Но и Кабуки. Правда, бывают и бури, когда Морской колдун с подручными затеет свистопляску. А морская дева спасет Принца в сложном дуэте: в воде она прозрачна, и партнер ее как бы не видит.

Потом история уйдет на борт белого океанского лайнера. Там кончится праздник, и начнутся суровые будни: Поэт не даст пощады Русалочке – символу отринутого чувства. Чопорные пассажиры воспринимают героиню как забавную зверушку, и у людей идет своя жизнь: флирт молодоженов, пляска стюардов, шалости подружек невесты, бравурно-бездушный вальс гостей… Русалочка напрасно старается быть, как все: ее клаустрофобия и босоногие корчи смешаются с попытками подражать земным женщинам (то есть танцевать на пуантах). Когда Морской колдун не склонит девушку к освобождению от неудавшейся земной жизни (всего-то и нужно – убить Принца), она умрет. Поэт и его создание вместе вознесутся в звездное царство.

Красивый, мудрый, но, может быть, слишком подробный спектакль впечатляет великолепной Анной Хамзиной (Русалочка). Чтобы оценить искусство актрисы, стоит представить: ее героиня – женщина, танцующая «без ног» или с ногами, но как неуклюжая калека. Хамзина сделала все это – и намного больше. Ее Русалочка полна непреходящей прелести: и в воде, когда она похожа на морского конька, и даже на суше, когда несчастная становится сломанной куклой.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также