С бала на корабль

Музыкальный театр обратился к личной жизни Андерсена

 

Театр Станиславского и Немировича-Данченко купил «Русалочку» у знаменитого хореографа и сценографа Джона Ноймайера. Музыку сочинила бывшая россиянка, ныне европейский композитор Лера Ауэрбах. Ее партитура, подражающая одновременно Шнитке, Шостаковичу, Прокофьеву и Гаврилину – типичная для наших дней симфоническая смесь. С лирикой, громоподобными апофеозами и откровенной сатирой (цитата из «Цыпленка жареного»).
Сказать, что в спектакле много воды – в данном случае не значит критиковать: действие происходит на корабле и в океане. Сюжет сохранен, но модифицирован для взрослых. Ноймайер обратил внимание на частную жизнь Андерсена: писатель, как известно, был поражен и расстроен, когда его близкий друг решил жениться. Сказочник (в облике Поэта) стал театральным персонажем: избавляясь от стресса, Поэт сочиняет историю, героиня которой испытает любовную печаль.

Балет непрост: в нем есть текст, подтекст и третий смысл. Это притча о цене, которую приходится платить за любовь. Драма несовпадения внешнего и внутреннего. История о несправедливости судьбы. И сказка о Золушке, как бы осмысленная наоборот: героиня попадает не с корабля на бал, а с бала на корабль. В подводном царстве царит покой, там медленно «порхают» экзотические обитатели в сложном гриме и длинных штанах-хвостах. Ноймайер придумал глубокое синее марево, светящиеся волны и зыбкую, изменчивую пластику, подсмотренную в океанариуме и в японских театрах Но и Кабуки. Правда, бывают и бури, когда Морской колдун с подручными затеет свистопляску. А морская дева спасет Принца в сложном дуэте: в воде она прозрачна, и партнер ее как бы не видит.

Потом история уйдет на борт белого океанского лайнера. Там кончится праздник, и начнутся суровые будни: Поэт не даст пощады Русалочке – символу отринутого чувства. Чопорные пассажиры воспринимают героиню как забавную зверушку, и у людей идет своя жизнь: флирт молодоженов, пляска стюардов, шалости подружек невесты, бравурно-бездушный вальс гостей… Русалочка напрасно старается быть, как все: ее клаустрофобия и босоногие корчи смешаются с попытками подражать земным женщинам (то есть танцевать на пуантах). Когда Морской колдун не склонит девушку к освобождению от неудавшейся земной жизни (всего-то и нужно – убить Принца), она умрет. Поэт и его создание вместе вознесутся в звездное царство.

Красивый, мудрый, но, может быть, слишком подробный спектакль впечатляет великолепной Анной Хамзиной (Русалочка). Чтобы оценить искусство актрисы, стоит представить: ее героиня – женщина, танцующая «без ног» или с ногами, но как неуклюжая калека. Хамзина сделала все это – и намного больше. Ее Русалочка полна непреходящей прелести: и в воде, когда она похожа на морского конька, и даже на суше, когда несчастная становится сломанной куклой.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
Читайте также