Счастливы вместе

Для Фрейндлих и Басилашвили поставили третий бенефисный спектакль

 

БДТ имени Товстоногова на время уезжает из своего исторического здания на Фонтанке – близится давно обещанный капитальный ремонт. Но прежде чем опустить занавес, здесь сыграли премьерный спектакль «Лето одного года». За столь скромным названием скрывается хорошо известная пьеса Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», которая когда-то уже шла в Петербурге.
На большой сцене, столько видавшей за девяносто с лишним лет, появился тихий, камерный спектакль. Режиссер Андрей Прикотенко поставил его без лишнего пафоса. На этот раз из оголтелого совратителя классики (см. «Эдип-царь», «Антигону» в Театре на Литейном и другие остро-пряные интерпретации) Прикотенко превратился в уравновешенного и вдумчивого соавтора.

Правда, не удалось ему избежать компьютерной декорации: на стены белой коробки проецируются изображения. Но такова мода, и ее режиссер (совместно с художниками Петром Окуневым и Ольгой Шаишмелашвили) удачно подчиняет общему замыслу – главный герой, погруженный в воспоминания, видит прошлое через рисунки своей дочери, с которой так давно и болезненно разорваны отношения. Цветные пейзажи, портреты и вид на таинственное Золотое озеро время от времени возникают на заднике сцены (и, соответственно, в воображении героя). Олег Басилашвили играет умирание и воскрешение. Причем первой мизансцене спектакля может позавидовать любой режиссер. Старик сидит на стуле в центре сцены как прикованный. То ли не хочет, то ли не может встать. Кажется, что проходит не меньше часа этой каторги сидения. Виртуозное ничегонеделанье на сцене, насыщенное содержанием – вот что такое игра Басилашвили в первом акте. Наконец, Норман встает, нехотя семенит, едва отрывая ноги от пола, – грузный и мрачный старик, – уходит и тут же возвращается в панике. Эмоции рассчитаны как по нотам. Актер снова, как и недавно в роли князя Гаврилы в «Дядюшкином сне», находится в отличной творческой форме. Опыт, точность, юмор укомплектованы в образе мизантропа и старого ребенка.

Когда появляется жена Этель (Алиса Фрейндлих), то статика уравновешивается динамикой. Жена хлопочет вокруг, обустраивая дачное житье. Дуэт построен на контрасте двух характеров и ритмов, но вместе они – сложная музыка согласия и понимания, для которых не нужны слова. В третий раз Фрейндлих и Басилашвили – партнеры в бенефисных спектаклях БДТ (до «Золотого озера» – «Калифорнийская сюита» и «Дядюшкин сон»). Фрейндлих здесь, как и прежде, воплощение женской преданности, верности и самоотречения. Ее Этель как будто фон для страданий Нормана. Но ясно, что без нее и ее каждодневного оптимизма ему не выбраться из душевного тупика.

Старик окончательно возвращается к жизни после приезда дочери (Варвара Владимирова) с мужем (Василий Реутов) и знакомства с подростком Биллом (Андрей Хржановский) – оказывается, именно этого вектора в будущее герою тоже не хватало. Наблюдая, как старик бодро отправляется на рыбалку, как оживает, примирившись с дочерью, как настраивается на контакт с, казалось бы, утраченным миром, можно подумать, что спектакль в каком-то смысле – реклама семейных ценностей. Сентиментальная история об обретении счастья, сыгранная звездными актерами, вселяет радость в тех, кто молод и стар, кто состоялся или нет, кто всего достиг, но все равно поражен кризисом безверия и отчаяния. Апатия, усталость, тоска, сожаление о прожитом и растраченном, ужас, связанный с непобедимой физиологией (пошел за земляникой, забыл дорогу, по которой ходил сорок лет) излечимы. Профессор Норман Тэйер находит свою дорогу, как находил ее и профессор Исаак Борк у Бергмана, в снах тоже забредший на земляничную поляну. Индейские песни, что распевают члены этого заново выстроенного клана, маршируя дружным маленьким племенем, напоследок напоминают о спасительном детстве. Оно рядом до конца, и именно оно придает силы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также