Елена Есенина: «Мы все актёры тут»

 
«Театрал» представляет читателям стихи актрисы театра «Ленком Марка Зхарова» Елены Есениной. 
 
– Стихи я начала писать еще в школе, – рассказывает актриса Елена Есенина. – Это произошло благодаря моему прекрасному педагогу по русскому языку и литературе Валентине Ивановне Кулешовой в нашей рязанской школе номер 39. Я очень хорошо помню тот день. Это был пятый класс, мы учились во вторую смену, был уже вечер, но учительница выключила свет и сказала: «Посидите в тишине, подумайте и опишите мне в нескольких предложениях то, что вам придет в голову». И тогда я написала свое первое четверостишие. Сейчас уже не помню, о чем оно было, но о чем-то грустном, как обычно… И когда я получила свою тетрадь, а там была пятерка и еще написано: «Молодец!», это стало стимулом для меня. Я подумала, что если Валентина Ивановна меня похвалила за стихи, то нужно это продолжить. Тогда я и стала писать свои первые стихи. Они, конечно, все были об одиночестве, потому что у меня в классе отношения не складывались… В общем грусть-тоска, рязанские березки… Но постепенно я стала писать все больше и больше, а потом начали рождаться и песни.. Мне нравится такое высказывание: «Там, где заканчивается проза, начинается поэзия». Это что-то метафизическое… Мне зачастую гораздо проще выразить свою мысль в стихах, чем в прозе. Я – нетерпеливый человек, мне хочется быстро «выплеснуть эмоцию», что-то создать и приступить к чему-то новому.
Мой коллега по эстраде Стас Пьеха – хотя сам пишет стихи, читает их на своих концертах, выпускает сборники – говорит, что поэзия – это непопулярный, увядающий, сложный для восприятия жанр. Но я с ним не согласна, я считаю, что сейчас трансформационное время, очень сложное для всех без исключения. И я наблюдаю среди своих коллег, друзей, знакомых, что люди стали чаще обращаться внутрь себя, к своей душе, вспоминать о том, что мы люди – думающие, чувствующие... Мы много лет жили в клиповом мышлении, постоянно меняли картинки в инстаграмме и тик-токе, и стали забывать о том, что есть нечто большее, чем просто кадры, которые листаешь и идешь дальше. Мне кажется, что сейчас происходит возврат к лирическим песням, к стихам, возврат к душе.
 
***
В оконной раме изразцовой 
Трепещет хрупкое стекло. 
Зима по прежнему сурова, 
И пламя в ритме босанова,
Танцует будто всем назло. 

По переулкам быстрым шагом, 
Цепляю взглядом старый двор, 
И моя красная помада, 
В цвет протестующего флага. 
И ты невидимый в упор. 

Порвутся струны, пронесётся 
По подворотням эхо дней. 
Ко мне влюбленность не вернётся,
Лишь током в пальцах отзовётся. 
Мы тени... собственных теней. 
 
***
В тебе полсотни женщин и мужчин
Между собой не могут подружиться.
Листая Книгу, знаешь наперёд, 
В какие строки вновь должны сложиться 
Слова любви, мелодии конца. 
Ты словно Героиня без лица. 
Вернее, примеряя чьи-то платья, 
В кругу одном с поэтами и знатью, 
И с полководцем ты, на карты глядя, 
Умело ищешь обходной манёвр. 
На вороном коне и в лобовой атаке, 
А после ты – причина пьяной драки,
Трактирщица и уличная девка, 
И стон, молитва, утренняя спевка, 
Коленопреклоненная девица, 
И странный дервиш, и шальная птица. 
А после итальянской королевы – 
Простых и неприметных вереница.
В тебе столетия, переплетаясь снова, 
Не открывают ничего иного. 
Мир будет жить с тобой и без тебя. 
Что есть твоё – твоим пусть остаётся.
Однажды в новорожденном забьётся 
Сердечный ком в предчувствии пути. 
Твои подвалы и твои чертоги...
Он вспомнит все, продолживши за всех. 
И совершив свой первородный грех, 
Историю допишет понемногу, 
Пройдя свою – продлит твою дорогу. 
 
***
Наглая пятерня лезет в тощий карман.
Мелочь об мелочь звенит, 
                                                повсюду обман...
Всюду нервные сплетни и образцы – 
Свет коммунальных квартир, соленые огурцы, 
Сладкая вата снов, бордовый сургуч,
Тот, кто выбился из рядов – любим и могуч. 
Я же по ободку, я как будто насквозь, 
Объединяя то, что упрямо врозь. 
Нет, не живет иначе больной поэт – 
Видеть в уродливой кляче седой стилет, 
Видеть в слезах угнетенного святость дней,
Дева летит влюблённая, я – за ней. 
Кратко и мимоходом о славном пути, 
В каждом времени года уют найти
И притвориться спящей под козырьком, 
Даже если в гортани мешает ком. 
В чертовом поднебесье лететь стрелой, 
Объединяя вместе любой ценой 
То, что должно быть рядом. И неспроста 
Все начинать с прочитанного листа. 
Верить и в домового и в нежных фей, 
Знать, где терзает душу младой Орфей. 
И в подворотнях старой немой Москвы 
Видеть чертоги сильных и падших рвы. 
 
***
Расскажи мне, шестикрылый, 
Где ошиблась я однажды? 
Почему фрегат «Надежда»
Стал корабликом бумажным?
Почему мои стремленья 
Только боком обернулись, 
Почему мечты, взлетевши, 
Вновь в ладони не вернулись?
Я боюсь ошибок, ангел, 
Страшно разочароваться. 
Расскажи мне, оступившись,
Можно ль всё-таки подняться?
Прячу голову в платки и 
Прячу суетность в узоры. 
Все большие знатоки – 
Только воры, воры, воры...
Маркес, Мопассан, Дюма: 
В ночь из ночи – мушкетеры. 
Как это – сходить с ума? 
Наговоры, разговоры... 
Шелест Черного крыла
Я узнаю среди прочих...
Как это – сходить с ума, 
Шаг за шагом, тёмной ночью...
 
Рассказать? Да расскажу ... 
Тик и так в часах кукушка.
Не с кем и поговорить,
Где же ты сестра? Подружка? 
Расскажи мне, шестикрылый, 
Где ошиблась я однажды? 
Почему все то, что ценно – 
Для меня теперь не важно...

***
Сонного мира глоток – 
Спиной на Запад, лицом на Восток. 
Молитва, сплетенная с песнями Фрейи, 
И падших толпа за  дверью.
«Нас много и мы за тебя» – 
Сталью холодной, силой Огня.
И самый красивый из легиона –
Мой чернокрылый воин. 
Я же, свернувшись в клубок,
Жажду свободы, красивых строк, 
Истории вечной и розовым элем 
Я угощаю Фрэйю.
Шелест крыла о крыло.
Рамки приличий, в раме стекло – 
А за стеклом полыхает зарница.
Я достаю спицы. 
Петли – и к ряду ряд, 
Пять херувимов, десять чертят...
Все наблюдают плетение нити – 
А я череду событий. 
Сонного мира вдох, 
Шарф мой красив и почти готов, 
Чтобы и руки твои и крылья 
Стали однажды былью. 
 
***
Все пройдёт однажды точно…
И сомнения исчезнут: 
Старый хрупкий позвоночник 
Подвергается леченью…
Все пройдёт, конечно, знаю –
Что мучительно и страшно.
И забьётся сердце птицей
Под холщовой, под рубашкой.
Шаг за шагом, постепенно,
Все пройдёт, поверь, сыночек, 
Подвергается леченью
Старый хрупкий позвоночник. 
Я люблю любовью чистой. 
Все мы вправе ошибаться.
И весна придёт душиста,
Чтоб в любви к тебе признаться… 
Белый ландыш в почве чёрной.
Ты мой славный и ранимый. 
Перемелется и к черту –
Вёсны, осени и зимы…
Все пройдёт , я обещаю.
Сильным – море по колено.
Дочь свою окликнешь как-то:
«Где ты, Леночка, Елена»
Все пройдёт однажды точно!
И сомнения исчезнут. 
Старый хрупкий позвоночник 
Подвергается леченью.
  
***
Звенит в полутьме очертание Белой Луны, 
И холодно в мае, как будто в лихом октябре. 
И если черту провести, ты станешь с другой стороны. 
И пиджин нам в помощь, 
Я словно приёмыш
Без веры и чувства вины. 

Звенят отголоски потерянных дней и часов, 
Покорные люди, спеша, доживают свой век, 
И если черту провести, я стану кошмарным из снов.
Сновидец нам в помощь, 
Я словно приёмыш 
Средь толп ненавистных слепцов. 

И сыплет цитатами проклятый мой фаворит, 
Покорны страницы, подписаны  все имена, 
И если черту провести, сейчас из нас кто-то не спит, 
И Мара нам в помощь, 
Я словно приёмыш,
Что в небе без крыльев парит. 

И в этом безверии кто-то из нас победит, 
Восстанут все те, кому надобно было восстать.
И если черту провести, сейчас из нас кто-то не спит. 
И Агмы нам в помощь,
Я словно приёмыш:
Ловец темных снов – амбротип.
  
***
Исчезают родимые пятна на теле  –
Мы наверное что-то с тобой не успели. 
Есть тончайшая грань. Преступивши однажды, 
Начинаешь испытывать дикую жажду. 

Пить. Водицы студёной в кувшины и крынки. 
Гладить.  Спину широкую посерединке – 
Забирая в ладони тревоги и страхи. 
И раскатывать. Рубелем старым рубахи. 

Подбирать мысли «в стук» указательных пальцев. 
Различать танец душ – безнадёжных скитальцев. 
И в глазах твоих видеть свои силуэты.
Наблюдать. Лишь в тебе  все земные рассветы. 

Исчезают родимые пятна на теле, 
Мы наверное этого сами хотели. 
И на древе могучем зелёные петли –
Вспоминаю. Ты  – Свет. Ты по-прежнему светлый...
  
***
Расправь крыло, 
Потом второе сразу... 
Потом присядь на крышу с водостоком
И допиши отчаянную фразу 
Немножко вкривь ну и немножко боком.

И пусть опять  гадают старожилы: 
Кто натворил безумие на крыше...
Трезубец свой скрутив в стальные вилы, 
Ты хохочи и устремляйся выше. 

Замри  на кроне старой-старой ели, 
И зацепись за липкие ворсинки, 
Смотри, как в пресловутый понедельник 
Встречаются вторые половинки.

Они зрачками,  хрупкой перепонкой 
Улавливают нужные сигналы. 
А ты смеёшься непременно звонко... 
Такой надменный. И такой усталый. 
 
 
***
Я не терплю ни глупости, ни вдохновлённой дури, 
Я ухожу от сплетен и пустых бесед. 
Я выбираю суть, но все ж стремлюсь к фактуре, 
Чтоб вытоптать свой жирный и огромный след. 

И не вини меня, не попрошу прощенья, 
Меня по сути, знаешь,  не за что прощать. 
Я наступлю на горло истерии мщенья, 
Я родилась, чтоб петь, играть и предвещать. 

Не надо падать ниц, не стоит унижаться, 
Уж лучше в меньшинстве, а может быть, одной.
И если предали – не стану возвращаться. 
Сгниет. Но для ростков так важен перегной. 

Я в прорубь. Мимо лиц, которые некстати, 
Высоцкий, дед, и все – мне некому звонить. 
Я прихожу к себе в медсестринском халате, 
Чтоб прежнюю себя навеки схоронить. 

Привет. Пошли гулять. Хорошая погода. 
И 33, конечно, магия Христа. 
И если я тот самый – изгнанный из рода, 
То жить пожалуй мне стократное, до ста. 
 
***
Зажми в ладони что-то из бумаги...
Не рви его, ведь он взлетит так скоро. 
Расставь по кругу рдеющие флаги
И не отдай ошибки Богу,  или вору...  

Я по частям, разорвана на части –  
Минор, мажор, то мина, то улыбка. 
Я не привычна быть угодной масти, 
И понимаю – в этом вся ошибка. 

Из ночи в ночь пишу и сожалею, 
О неизбежном и несотворенном.
Где много чёрного , я будто бы белею, 
Где много белого – я становлюсь Будённым. 

Наперекор. Где сухо, станет влагой, 
Где было каверзой, в молитву отольется. 
Я не кичусь своей немой отвагой, 
Но испытание  – лишь сильному даётся. 

Возьми кресты. Веревки и каменья. 
И сотвори из прошлого отвагу. 
Из прозы сотвори стихотворение, 
Не обойдя ни ямы, ни оврага. 
 
***
Я не прошу у Бога  ничего…
Познав предательство, и встретивши Его, 
Вдохнула жизнь и выдохнула смерть. 
Я чрево облака и чернозема твердь. 

Познав безгрешность и превратности греха, 
Слегка ожив и умерев слегка, 
Я стала прозой белого стиха. 
Я обрела покои на века.  

И будто синяя прозрачная вода. 
И я ничто. Припудрившись слегка, 
Играю роль, мы все актёры тут, 
Уж время к полночи, меня опять зовут…

Все те, кто призван был, и кто был искушён,
Кто Богом избранный, и кто его лишён. 
Вот мой черёд. Я обнимаю вас. 
Подпойте милые, ещё не пробил час…

Нас ждут ещё великие дела. 
Кривая тропка будто смысл обрела. 
Нас ждут иллюзии, потери, пьедестал. 
И слёзы праведные, и греха металл. 

Покоен, благостен малиновый рассвет.
Его познала. Он меня – пока что нет. 
Все впереди, поверь, и счастлив будь. 
Благословляю, Свет, и Облик твой, и Суть. 
  
***
Время первородно, время неизменно: 
Солодовый виски и Венер таверны. 
Кто-то по спирали, многие  – наощупь,
В жизни нет морали. Ищут где попроще. 

Солнечный и жалкий, но такой могучий,
Делает он диски из навозной кучи. 
У меня ж  на пальце – Повелитель судеб, 
Египтян восславил. Уж не обессудьте. 

Голову склоню я, как они склонили. 
В чем же правда, братья? Правда только в силе. 
Праведной, вселенской, нерушимой даже, 
Как побег под взором самой страшной стражи. 

Время беспощадно, время – путь к Итогу, 
И творца запястья, и его чертоги. 
Солнечный и жалкий, маленький посланник. 
Словно бы под Чашу витый подстаканник.  
 
***
Все сложилось в красивый рисунок -–
И проступок, и боль, и расплата, 
После длинной дремучей дороги – 
Непременно пустая палата. 

Запах морфия, вены раздуты, 
И халат накрахмаленный тоже.
Мы с тобой абсолютно различны.
Мы с тобой абсолютно похожи. 

Я лечу, небо снизу – я верю …
Голубое кровавое небо… 
Через год проявлюсь и напомню 
О себе белым праведным снегом…

Возрождаясь в своих шестикрылых, 
Понимая, в чем все же нетленна,
Прошепчу, преклоняя колени :
«О, Всевышний, меня зовут Лена».


 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Семь фильмов Александра Митты

    28 марта 90-летие отмечает кинорежиссер Александр Митта. В преддверии юбилея «Театрал» подготовил подборку самых известных работ Мастера. 1. Звонят, откройте дверь (1965) Об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого вожатого ищет в городе зачинателя пионерского движения. ...
  • У «Современника» появился «Идеальный расчёт»

    Во вторник, 28 марта, на Основной сцене театра «Современник» будет представлен премьерный спектакль «Идеальный расчет» по пьесе Пристли «Ракитовая аллея». К творчеству классика британской драматургии Джону Бойтону Пристли обратился режиссер Дмитрий Креминский. ...
  • Любовь по Астафьеву

    Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. ...
  • Умер экс-директор Театра на Таганке Николай Дупак

    На 102-м году жизни скончался экс-директор Театра на Таганке, заслуженный артист Николай Дупак. Дупак руководил Театром на Таганке почти 30 лет, с начала 60-х. Он позвал в театр Юрия Любимова, принял на работу Владимира Высоцкого, несмотря на первоначальные возражения худрука; переманил в Москву Давида Боровского, тогда еще художника Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
Читайте также