Экскурсии по «СТИ» проводят только раз в году, в «Ночь театров», но ровно через 15 секунд регистрация закрывается – желающих столько, что не прорваться. Вообще Сергей Женовач не сторонник того, чтобы показывать изнанку театра, считает, что для зрителя это должно быть таинством.
В кабинет художественного руководителя даже в рамках акции не попасть, но зато можно увидеть закулисье, которое продумано до мелочей: абсолютно всё, любой стул, любая чашка, которой пользуются за сценой, подбиралась художником Александром Боровским. И все в театре гордятся, что внутренние помещения и те, которые открыты для зрителей, одинаково сделаны с любовью и выдержаны в одном стиле.
Дом, куда приходят гости
Путешествие по «Студии театрального искусства» начинается во дворике – абсолютно уникальном. Тут есть и свой вишневый сад, который неописуемо красиво цветет каждую весну, – любимое место для фотосессий. Есть и место, где артисты отдыхают или празднуют, если с погодой повезет, – это «березовая роща», высокая, стройная, уже не тонкие саженцы из 2008-го, когда у театра Сергея Женовача появился свой дом на улице Станиславского. Посадить деревья, которые взрослеют вместе с «женовачами», придумал опять же Боровский. В здании «СТИ» он вообще в ответе за все дизайнерские решения, за каждую деталь, от фабричных сводов «Монье» начала XX века до лампочек и выключателей, сделанных под это время. Поиски мебели эпохи модерн велись на блошиных рынках в Англии и России, так что дедушкины шкафы и бабушкины буфеты тут «дорогие, многоуважаемые», как в чеховской пьесе, могли бы отпраздновать 100-летний юбилей.
Историческая составляющая в интерьерах «СТИ» – основа стиля, в котором есть исключительная элегантность. Но главная концепция, которую Боровский держал в голове, преображая интерьеры бывшей золотоканительной фабрики купца Алексеева, известного под псевдонимом Станиславский – это дом, куда приходят гости, место, где возникает домашняя, душевная атмосфера. Отсюда один большой обеденный стол, за который садятся зрители – очень часто тут знакомятся за чашкой чая, а иногда впоследствии и женятся (уверяют, что есть примеры). Ни один вечер в театре не обходится без угощений, например, вишнёвого варенья из чеховского истории «Три года» или пирога, испеченного на именины Ирины в «Трех сестрах». И это помимо опций буфета, который признан одним из лучших в театральной Москве. Александр Давидович сам это курирует, отслеживает, чтобы было вкусно и по-домашнему. Никаких холодных бутербродов в пленке!
Попробовать спектакль на вкус
Ещё Женовач и Боровский придумывают «промо» для каждого спектакля – игра с антуражем, сонастройка с тоном и атмосферой времени, о котором пойдет речь, начинается до того, как зрители попадают в зал. Когда играют «Москва-Петушки», стол накрывают не скатертью, а газетами, и предлагают всем «негласный набор» Венечки – водку, кильку, лук и буханку хлеба. На «Заповеднике» по Довлатову выкатывают советскую бочку (в каких на улице продавали квас), а тучная продавщица в белом халате и «кокошнике» разливает вино по граненым стаканам. Для тех, кто рискнул провести «Один день в Макондо» (то есть буквально на целый день зависнуть в театре), полагается аутентичный обед в латиноамериканском стиле: все блюда – «по рецептам» персонажей романа Маркеса «Сто лет одиночества».
Иными словами, это единственный театр не только в Москве, но и в стране, где практически у каждого спектакля есть свой вкус. И это не только вкус зеленых яблок, которые стали негласным, но все-таки символом «Студии театрального искусства». Почему именно они? Есть много версий. По одной – когда Женовач репетировал спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» (уже лет 20 идет в Малом театре), ему хотелось найти ощущение дома с задворками, куда выходят передохнуть, просто посидеть, яблоком похрустеть. Сергей Васильевич вспомнил, как в Краснодаре, где он вырос, собирали яблоки: чтобы битых не было, всегда натягивали простыни. И стал на каждую репетицию носить по 5 килограмм – это сработало: все актеры расслабились, грызли эти яблоки и поймали, наконец, тон непосредственности, а режиссер нашел нужное образное решение.
«Мы снова в домике»
На Новый год в фойе всегда стоит живая ёлка. Выбирает её традиционно Александр Боровский и каждый раз решает, как по-новому нарядить, как обыграть события текущего сезона. Когда в репертуаре появился «Один день в Макондо», на ёлке висели бананы, потому что это единственный спектакль «СТИ», на котором угощают не яблоками, а «латиноамериканскими» бананами. Когда выпускали «Киру Георгиевну», в ход пошли советские игрушки, а в год, когда вышел «Заповедник» – маленькие бутылочки водки. В 2022 году ёлку украшали деревянные домики с мини Женовачом внутри, а снаружи на каждом было написано: «Мы снова в домике». Можно догадаться, зачем это было сделано…
Еще одна изюминка зрительского фойе – «авторский уголок», где висят портреты авторов «СТИ», от Чехова до Ерофеева. За круглым столом тут собираются, чтобы поговорить о театре, о классиках, о пристрастиях в литературе. Всего в двух шагах – книжный шкаф: можно открыть дверцы, взять книгу, полистать или даже свериться с текстом. Маленький намек на то, что художественный руководитель знает и любит большую литературу. Неудивительно, что кабинет Женовача – практически библиотека. Целая стена от пола до потолка – это книжные полки. Кстати, Сергей Васильевич – единственный режиссер, у которого есть Литературная премия Солженицына «за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге».
Кстати
Билетеры в «СТИ» продают не только программки, наборы открыток, магнитики, но и мерчи. Белые футболки, для которых отобрали лучшую по качеству, износостойкую ткань. На спине – цитаты из авторов, которых здесь ставят. Из Чехова, например: «Если бы знать, если бы знать…» На рукаве – зеленая нашивка «СТИ». Перед каждым спектаклем их выкладывают в старинном чемодане, и это тоже элегантно обыграно.
Белый-серый-чёрный
Цвет стен в «СТИ» – тоже игра, придуманная художником: «встречает» гостей пространство с белыми стенами, потом, поднимаясь по лестнице, они видят приглушенный серый цвет, и, наконец, попадают в чёрное фойе, уже перед входом в зал – так, по идее Боровского, они поэтапно готовится увидеть темноту сцены, настраиваются на спектакль.
Между прочим, чёрные деревянные кресла в зале сделаны по образцу тех, что стояли в бывшем Театре Корша (с 1933 – филиал МХАТа, а сейчас – Театр Наций). Когда в здании проводили реконструкцию, их выбросили на улицу, а Александр Боровский заметил в груде мусора и одно «подрезал» (оно и сейчас стоит в его кабинете).
Кстати
Обычно в театрах есть портретное фойе, а Женовач и Боровский принципиально отказались от актерского «иконостаса». Вместо портретов на входе развешены фотографии, где все «женовачи» – в ролях, в спектаклях, отснятых Александром Иванишиным. Здесь его считают «летописцем» театра и не фотографом, а фотохудожником, который чувствует, любит и знает «СТИ» с «нулевого цикла». Он единственный, кого пускают на засекреченные репетиции и разрешают снимать. Лучшие кадры с репетиционного процесса попадают на выставку «Рождение спектакля». Меняется она раз в год, когда одна премьера сменяет другую.
Театр одного актера
Экскурсанты «СТИ», те 30-40 счастливчиков, которые успели зарегистрироваться, обычно поднимаются и в Малый зал – место, где начинаются все спектакли «женовачей». И первая читка, и сдача макета будущей премьеры проходит здесь. В «Студии театрального искусства» – это всегда долгожданное событие, даже праздник, и не только для артистов, а для каждого сотрудника театра. Когда Женовач читает текст от и до, это, по сути, театр одного актера. И наблюдать за тем, как он играет один за всех, как «щелкает» роли, делаясь таким, каким его почти никто не знает, приглашаются все. В тот же день традиционнно представляют макет. Александр Боровский показывает и рассказывает свои задумки, но выносить их за пределы театра строго запрещается. До премьеры абсолютно всё – от идеи художника до распределения ролей – держится в тайне.
Глубины закулисья
Самое интересное место за кулисами «СТИ» – зал, где хранятся декорации. Здесь стоят две масштабные бутылочные люстры из «Москва-Петушки». Зрители очень любят с ними фотографироваться, а сопровождающие всегда волнуются – как бы чего не разбили. Здесь можно рассмотреть все портреты, которые висят над головой Ивана Янковского в «Записках покойника», все кровати, на которых спят, ворочаются, вздыхают в спектакле «Три года». Большой интерес всегда вызывает камин из «Битвы жизни» и, конечно, реквизит, костюмы – они тут в основном винтажные. Александр Боровский старается подбирать вещи аутентичные, разыскивает их везде, где только можно. Например, фуражки в «Трех сестрах», действительно, тех лет, армейские, с указанием взвода, роты и гербом Российской Империи. Отдельное удовольствие – любоваться платьями сестер Прозоровых. Казалось бы, аскетичные, однотонные, но, когда видишь, как безупречно это сделано, как строчка прошита, какой тонкой выделки кружево, понимаешь, что это красота, которая сейчас недоступна.
В гримерках по душам
Когда Сергей Васильевич в театре, он обязательно общается с ребятами. Заходит в гримерки, как папа к своим взрослым детям. Может разговаривать о прекрасном или просто за жизнь. Если, предположим, вчера в ГИТИСе был экзамен, то будет подробно рассказывать, как это всё происходило.
Если не повезет столкнуться с Женовачом лично, то в гримерках всегда можно найти его «двойника» – фигуру в человеческий рост, вырезанную из фанеры. Её обычно используют на капустниках. Надо сказать, «женовачи» их обожают – проводят на Новый год, по случаю сбора труппы, открытия-закрытия сезона, дня рождения Женовача, 100-го, 200-го, 300-го показа – это всегда большое событие. Есть и свои «передовики капустного дела» – Игорь Лезенгевич, Саша Прошин, Слава Евлантьев – они шутят так, что все от смеха валятся на пол. Однажды ребята обыграли портретное сходство Женовача с Гоголем, почти мистическое, и вместо бюста классика, который «следит» за ходом спектакля «Игроки», а в конце поворачивается спиной к зрителям, сделали точно такой же бюст Сергея Васильевича. Капустники всегда происходят в холле, но, если погода тёплая, настежь открываются окна – и компания «растекается» во дворике. Шумит и поёт. Не проходите мимо!
Постскриптум
К недавнему юбилею Сергея Женовача в кассовом фойе «СТИ» появился почтовый ящик. Зрителям предложили оставлять здесь поздравления, и акция имела баснословный успех: открытки, письма выгребали не один день. Потом решили оставить ящик для отзывов и предложений – и он до сих пор не пустует. Пишут в основном отзывы, а предложение пока одно: «Оставайтесь такими, какие есть».
В кабинет художественного руководителя даже в рамках акции не попасть, но зато можно увидеть закулисье, которое продумано до мелочей: абсолютно всё, любой стул, любая чашка, которой пользуются за сценой, подбиралась художником Александром Боровским. И все в театре гордятся, что внутренние помещения и те, которые открыты для зрителей, одинаково сделаны с любовью и выдержаны в одном стиле.

Путешествие по «Студии театрального искусства» начинается во дворике – абсолютно уникальном. Тут есть и свой вишневый сад, который неописуемо красиво цветет каждую весну, – любимое место для фотосессий. Есть и место, где артисты отдыхают или празднуют, если с погодой повезет, – это «березовая роща», высокая, стройная, уже не тонкие саженцы из 2008-го, когда у театра Сергея Женовача появился свой дом на улице Станиславского. Посадить деревья, которые взрослеют вместе с «женовачами», придумал опять же Боровский. В здании «СТИ» он вообще в ответе за все дизайнерские решения, за каждую деталь, от фабричных сводов «Монье» начала XX века до лампочек и выключателей, сделанных под это время. Поиски мебели эпохи модерн велись на блошиных рынках в Англии и России, так что дедушкины шкафы и бабушкины буфеты тут «дорогие, многоуважаемые», как в чеховской пьесе, могли бы отпраздновать 100-летний юбилей.
Историческая составляющая в интерьерах «СТИ» – основа стиля, в котором есть исключительная элегантность. Но главная концепция, которую Боровский держал в голове, преображая интерьеры бывшей золотоканительной фабрики купца Алексеева, известного под псевдонимом Станиславский – это дом, куда приходят гости, место, где возникает домашняя, душевная атмосфера. Отсюда один большой обеденный стол, за который садятся зрители – очень часто тут знакомятся за чашкой чая, а иногда впоследствии и женятся (уверяют, что есть примеры). Ни один вечер в театре не обходится без угощений, например, вишнёвого варенья из чеховского истории «Три года» или пирога, испеченного на именины Ирины в «Трех сестрах». И это помимо опций буфета, который признан одним из лучших в театральной Москве. Александр Давидович сам это курирует, отслеживает, чтобы было вкусно и по-домашнему. Никаких холодных бутербродов в пленке!

Ещё Женовач и Боровский придумывают «промо» для каждого спектакля – игра с антуражем, сонастройка с тоном и атмосферой времени, о котором пойдет речь, начинается до того, как зрители попадают в зал. Когда играют «Москва-Петушки», стол накрывают не скатертью, а газетами, и предлагают всем «негласный набор» Венечки – водку, кильку, лук и буханку хлеба. На «Заповеднике» по Довлатову выкатывают советскую бочку (в каких на улице продавали квас), а тучная продавщица в белом халате и «кокошнике» разливает вино по граненым стаканам. Для тех, кто рискнул провести «Один день в Макондо» (то есть буквально на целый день зависнуть в театре), полагается аутентичный обед в латиноамериканском стиле: все блюда – «по рецептам» персонажей романа Маркеса «Сто лет одиночества».
Иными словами, это единственный театр не только в Москве, но и в стране, где практически у каждого спектакля есть свой вкус. И это не только вкус зеленых яблок, которые стали негласным, но все-таки символом «Студии театрального искусства». Почему именно они? Есть много версий. По одной – когда Женовач репетировал спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» (уже лет 20 идет в Малом театре), ему хотелось найти ощущение дома с задворками, куда выходят передохнуть, просто посидеть, яблоком похрустеть. Сергей Васильевич вспомнил, как в Краснодаре, где он вырос, собирали яблоки: чтобы битых не было, всегда натягивали простыни. И стал на каждую репетицию носить по 5 килограмм – это сработало: все актеры расслабились, грызли эти яблоки и поймали, наконец, тон непосредственности, а режиссер нашел нужное образное решение.

На Новый год в фойе всегда стоит живая ёлка. Выбирает её традиционно Александр Боровский и каждый раз решает, как по-новому нарядить, как обыграть события текущего сезона. Когда в репертуаре появился «Один день в Макондо», на ёлке висели бананы, потому что это единственный спектакль «СТИ», на котором угощают не яблоками, а «латиноамериканскими» бананами. Когда выпускали «Киру Георгиевну», в ход пошли советские игрушки, а в год, когда вышел «Заповедник» – маленькие бутылочки водки. В 2022 году ёлку украшали деревянные домики с мини Женовачом внутри, а снаружи на каждом было написано: «Мы снова в домике». Можно догадаться, зачем это было сделано…
Еще одна изюминка зрительского фойе – «авторский уголок», где висят портреты авторов «СТИ», от Чехова до Ерофеева. За круглым столом тут собираются, чтобы поговорить о театре, о классиках, о пристрастиях в литературе. Всего в двух шагах – книжный шкаф: можно открыть дверцы, взять книгу, полистать или даже свериться с текстом. Маленький намек на то, что художественный руководитель знает и любит большую литературу. Неудивительно, что кабинет Женовача – практически библиотека. Целая стена от пола до потолка – это книжные полки. Кстати, Сергей Васильевич – единственный режиссер, у которого есть Литературная премия Солженицына «за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге».

Билетеры в «СТИ» продают не только программки, наборы открыток, магнитики, но и мерчи. Белые футболки, для которых отобрали лучшую по качеству, износостойкую ткань. На спине – цитаты из авторов, которых здесь ставят. Из Чехова, например: «Если бы знать, если бы знать…» На рукаве – зеленая нашивка «СТИ». Перед каждым спектаклем их выкладывают в старинном чемодане, и это тоже элегантно обыграно.
Белый-серый-чёрный
Цвет стен в «СТИ» – тоже игра, придуманная художником: «встречает» гостей пространство с белыми стенами, потом, поднимаясь по лестнице, они видят приглушенный серый цвет, и, наконец, попадают в чёрное фойе, уже перед входом в зал – так, по идее Боровского, они поэтапно готовится увидеть темноту сцены, настраиваются на спектакль.
Между прочим, чёрные деревянные кресла в зале сделаны по образцу тех, что стояли в бывшем Театре Корша (с 1933 – филиал МХАТа, а сейчас – Театр Наций). Когда в здании проводили реконструкцию, их выбросили на улицу, а Александр Боровский заметил в груде мусора и одно «подрезал» (оно и сейчас стоит в его кабинете).

Обычно в театрах есть портретное фойе, а Женовач и Боровский принципиально отказались от актерского «иконостаса». Вместо портретов на входе развешены фотографии, где все «женовачи» – в ролях, в спектаклях, отснятых Александром Иванишиным. Здесь его считают «летописцем» театра и не фотографом, а фотохудожником, который чувствует, любит и знает «СТИ» с «нулевого цикла». Он единственный, кого пускают на засекреченные репетиции и разрешают снимать. Лучшие кадры с репетиционного процесса попадают на выставку «Рождение спектакля». Меняется она раз в год, когда одна премьера сменяет другую.
Театр одного актера
Экскурсанты «СТИ», те 30-40 счастливчиков, которые успели зарегистрироваться, обычно поднимаются и в Малый зал – место, где начинаются все спектакли «женовачей». И первая читка, и сдача макета будущей премьеры проходит здесь. В «Студии театрального искусства» – это всегда долгожданное событие, даже праздник, и не только для артистов, а для каждого сотрудника театра. Когда Женовач читает текст от и до, это, по сути, театр одного актера. И наблюдать за тем, как он играет один за всех, как «щелкает» роли, делаясь таким, каким его почти никто не знает, приглашаются все. В тот же день традиционнно представляют макет. Александр Боровский показывает и рассказывает свои задумки, но выносить их за пределы театра строго запрещается. До премьеры абсолютно всё – от идеи художника до распределения ролей – держится в тайне.

Самое интересное место за кулисами «СТИ» – зал, где хранятся декорации. Здесь стоят две масштабные бутылочные люстры из «Москва-Петушки». Зрители очень любят с ними фотографироваться, а сопровождающие всегда волнуются – как бы чего не разбили. Здесь можно рассмотреть все портреты, которые висят над головой Ивана Янковского в «Записках покойника», все кровати, на которых спят, ворочаются, вздыхают в спектакле «Три года». Большой интерес всегда вызывает камин из «Битвы жизни» и, конечно, реквизит, костюмы – они тут в основном винтажные. Александр Боровский старается подбирать вещи аутентичные, разыскивает их везде, где только можно. Например, фуражки в «Трех сестрах», действительно, тех лет, армейские, с указанием взвода, роты и гербом Российской Империи. Отдельное удовольствие – любоваться платьями сестер Прозоровых. Казалось бы, аскетичные, однотонные, но, когда видишь, как безупречно это сделано, как строчка прошита, какой тонкой выделки кружево, понимаешь, что это красота, которая сейчас недоступна.

Когда Сергей Васильевич в театре, он обязательно общается с ребятами. Заходит в гримерки, как папа к своим взрослым детям. Может разговаривать о прекрасном или просто за жизнь. Если, предположим, вчера в ГИТИСе был экзамен, то будет подробно рассказывать, как это всё происходило.


К недавнему юбилею Сергея Женовача в кассовом фойе «СТИ» появился почтовый ящик. Зрителям предложили оставлять здесь поздравления, и акция имела баснословный успех: открытки, письма выгребали не один день. Потом решили оставить ящик для отзывов и предложений – и он до сих пор не пустует. Пишут в основном отзывы, а предложение пока одно: «Оставайтесь такими, какие есть».