Сегодня Римасу Туминасу исполнился 71 год. Дата не круглая, совсем не из тех, по поводу которых принято писать юбилейные статьи и не скупиться на панегирики. Но в данном случае традиции вторичны. И не только потому, что Римас Владимирович уже не один год сражается с тяжелейшей болезнью, отвоевывая у нее буквально каждый день жизни и мужественно отдавая этот день Театру. В такой борьбе каждый очередной День рождения – это уже победа. Но режиссер Туминас посвящает эту победу не себе, он дарит ее нам – всем тем, кто влюблен в Театр. И уже только за одно это хочется сказать ему «спасибо»! И поздравить.
У каждого, кто знаком с Римасом Туминасом, найдется, я уверен, множество причин, чтобы сказать ему в день рождения хотя бы несколько добрых слов и пожелать здоровья. Мне повезло оказаться в числе этих счастливцев, потому что судьба подарила мне однажды встречу с Римасом, и с тех пор я не уставал поражаться безграничности его талантов, его масштабу и философской мудрости. Он не просто творил на твоих глазах свой неповторимый театр Туминаса, нет – он каким-то непостижимым чудом превращал этот театр в твою жизнь. И ты уже, оставаясь в зрительском зале, начинал жить на сцене, растворяясь душой в паутине сценических событий и мелодий. Ты жил не Пушкиным, не Чеховым, не Толстым и даже не Туминасом. Ты проживал себя. Свои проблемы. Свои неразрешимые вопросы. Свои боли и радости. Мне доводилось это множество раз испытывать самому, и я неоднократно наблюдал это во многих странах мира, куда приезжали вахтанговские спектакли Туминаса.
Переполненные залы в Париже и Лондоне, в Пекине и Торонто, в Берлине и Тель-Авиве... замирали в безмолвии, погружаясь в космический мир туминасовского театра. Известнейшие издания планеты писали всякий раз потом, что вахтанговские шедевры «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад»... помогли зрителю понять вечную загадку русской души. В этом, возможно, и была часть правды. Но только часть. На деле же все было значительно проще. И на порядок сложней.
Я это понимал после многих бесед с Римасом. После неформальных общений с ним за бокалом вина. И особенно – наблюдая за его репетициями великого спектакля «Война и мир». Последний этап репетиций давался мастеру очень непросто. После очередных сеансов химиотерапии он почти не мог говорить, сил выходить на сцену практически не оставалось. Врачи строго-настрого рекомендовали постельный режим, чтобы накопить энергию для восстановления. Но он после тяжких процедур не оставался дома. Он приходил на репетицию, шептал в микрофон самые точные слова, которые зажигали актерские души, он вдруг, не выдержав, вырывался сам на сцену и показывал нужное движение, жест, взгляд. Главным в его шепоте было слово – человек. Римас не уставал повторять, что надо играть не героя Льва Толстого. Не образ. Не идею. Надо показать человека, прожить его судьбу, раскрыть его душу. И тогда зритель в зале увидит себя. И проживет эту жизнь.
Так происходило и происходит на всех спектаклях Туминаса. И неважно, где их играют замечательные вахтанговские актеры – в родном ли театре на Арбате, на Урале или в Сибири, в Америке или Румынии, во Франции, Грузии или Израиле... В любой точке планеты зритель на спектакле Туминаса проживает свою судьбу, отвечает на свои вопросы и открывает своего Чехова, Лермонтова, Толстого. Маэстро Туминас дарит каждому в зале незримый ключик для постижения смыслов и обретения надежд.
Сегодня очень хотелось бы сказать Римасу тысячу добрых слов, на которые не хватало времени и решимости во время наших бесед. События и обстоятельства раскидали нас на некоторые расстояния, но это, надеюсь, временно, и нам еще удастся поднять бокалы и продолжить разговоры о вечном. О человеке. О душе. О добре...
Этот разговор Маэстро продолжает и в своем очередном спектакле «Анна Каренина», премьера которого состоится в Тель-Авиве 25 января. Ждет ли этот спектакль успех, подобный вахтанговским, покажет время. Но уже сегодня можно не сомневаться: Римас по-прежнему продолжит говорить со зрителем о вечном. О жизни и смерти. О надежде и о любви.
С Днем рождения, Маэстро!



У каждого, кто знаком с Римасом Туминасом, найдется, я уверен, множество причин, чтобы сказать ему в день рождения хотя бы несколько добрых слов и пожелать здоровья. Мне повезло оказаться в числе этих счастливцев, потому что судьба подарила мне однажды встречу с Римасом, и с тех пор я не уставал поражаться безграничности его талантов, его масштабу и философской мудрости. Он не просто творил на твоих глазах свой неповторимый театр Туминаса, нет – он каким-то непостижимым чудом превращал этот театр в твою жизнь. И ты уже, оставаясь в зрительском зале, начинал жить на сцене, растворяясь душой в паутине сценических событий и мелодий. Ты жил не Пушкиным, не Чеховым, не Толстым и даже не Туминасом. Ты проживал себя. Свои проблемы. Свои неразрешимые вопросы. Свои боли и радости. Мне доводилось это множество раз испытывать самому, и я неоднократно наблюдал это во многих странах мира, куда приезжали вахтанговские спектакли Туминаса.
Переполненные залы в Париже и Лондоне, в Пекине и Торонто, в Берлине и Тель-Авиве... замирали в безмолвии, погружаясь в космический мир туминасовского театра. Известнейшие издания планеты писали всякий раз потом, что вахтанговские шедевры «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад»... помогли зрителю понять вечную загадку русской души. В этом, возможно, и была часть правды. Но только часть. На деле же все было значительно проще. И на порядок сложней.
Я это понимал после многих бесед с Римасом. После неформальных общений с ним за бокалом вина. И особенно – наблюдая за его репетициями великого спектакля «Война и мир». Последний этап репетиций давался мастеру очень непросто. После очередных сеансов химиотерапии он почти не мог говорить, сил выходить на сцену практически не оставалось. Врачи строго-настрого рекомендовали постельный режим, чтобы накопить энергию для восстановления. Но он после тяжких процедур не оставался дома. Он приходил на репетицию, шептал в микрофон самые точные слова, которые зажигали актерские души, он вдруг, не выдержав, вырывался сам на сцену и показывал нужное движение, жест, взгляд. Главным в его шепоте было слово – человек. Римас не уставал повторять, что надо играть не героя Льва Толстого. Не образ. Не идею. Надо показать человека, прожить его судьбу, раскрыть его душу. И тогда зритель в зале увидит себя. И проживет эту жизнь.
Так происходило и происходит на всех спектаклях Туминаса. И неважно, где их играют замечательные вахтанговские актеры – в родном ли театре на Арбате, на Урале или в Сибири, в Америке или Румынии, во Франции, Грузии или Израиле... В любой точке планеты зритель на спектакле Туминаса проживает свою судьбу, отвечает на свои вопросы и открывает своего Чехова, Лермонтова, Толстого. Маэстро Туминас дарит каждому в зале незримый ключик для постижения смыслов и обретения надежд.
Сегодня очень хотелось бы сказать Римасу тысячу добрых слов, на которые не хватало времени и решимости во время наших бесед. События и обстоятельства раскидали нас на некоторые расстояния, но это, надеюсь, временно, и нам еще удастся поднять бокалы и продолжить разговоры о вечном. О человеке. О душе. О добре...
Этот разговор Маэстро продолжает и в своем очередном спектакле «Анна Каренина», премьера которого состоится в Тель-Авиве 25 января. Ждет ли этот спектакль успех, подобный вахтанговским, покажет время. Но уже сегодня можно не сомневаться: Римас по-прежнему продолжит говорить со зрителем о вечном. О жизни и смерти. О надежде и о любви.
С Днем рождения, Маэстро!



