«Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

В театре «Гешер» состоялась премьера спектакля по роману Льва Толстого

 
25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку.

Я могу сколько угодно говорить, что Туминас, особенно последних лет, – не мой режиссёр, но сегодня днём, узнав, что каким-то чудом мне удалось добыть себе пригласительный на его премьеру в Тель-Авиве (он продолжил осваивать Толстого – в этот раз «Анна Каренина»), я была невероятно рада.

Чем-то она получилась похожей на «Войну и мир» – и визуально та же эстетика (минимализм в сценографии, выдержанной в серовато-бежевато-чёрных тонах), и очень внимательное и бережное отношение к тексту (внешне классическое, при этом дышащее и очень живое).

Когда смотришь спектакль на иностранном языке (он идёт на иврите, но с русскими субтитрами – было смешно, когда посреди иврита вдруг возникло «мужик»), ещё более заметно, как Туминас тонко прописывает, продумывает каждый жест – они настолько выразительны, что спектакль можно смотреть почти что как пантомиму, в которой всё и без слов понятно). И он удерживается на очень тонкой грани – когда слегка преувеличенный жест задаёт ироничную интонацию, не переходя в дурную театральщину.

Каждый персонаж (пожалуй, кроме Анны) с первого взгляда сделан как будто очень прямолинейно – выделена одна какая-нибудь черта (хоть и тонко подмеченная), либо характерологическая, либо ассоциативная (например, Каренин постоянно теребит себя за ухо – как будто ему не даёт покоя ехидная реплика жены из самого начала романа; Левин - единственный в спектакле, в сцене с кем использован яркий цвет – то варит варенье (макая палец регулярно в медный таз), то во втором действии возлежит на ярко-алом ковре в окружении нескольких фикусов (или как там это растение называется – не сильна я ботанике).  Но эта, казалось бы, однозначность трактовок не огрубляет текст, а делает его очень ясным – отсутствие многозначительных сложных психологических портретов как будто очищают историю от лишнего.

Тем более, что в этом заложена ещё и театральная ирония – то опускается гипертрофированно театральный занавес, тоже серый, но весь в помпезных сборках – ещё и отсылка к сцене в опере, где Анну затравило светское общество), то пышная люстра (единственный яркий элемент декорации) то гаснет, то зажигается якобы по воле героев (они пытаются ее потушить дыханием как свечу).

Это вроде бы абсолютно пустое сценическое пространство очень живое. Все массовые сцены Туминас превращает наоборот в камерные, а энергия одного актера заполняет собою и сцену, и зал, создавая ощущения массовости и плотности пространства. Так, например, сцена скачек (где Вронский чуть не погиб, а Анна выказала впервые публично свои чувства к нему) – на авансцене один Вронский с сбруей для лошади (музыка и стук копыт, под которые он бешено кружится, создаёт ощущение бега и экспрессии.

Знаменитая сцена в опере – снова на авансцене одна Анна, которая сидя на алом (опять театральный жест) стуле и слушая арию, начинает все больше и больше дрожать, а в конце с гордой и экспрессивной улыбкой уходит, пренебрежительно кинув стул.

Как это обычно бывает у Туминаса, кульминации делает музыка (как же не хватает Латенаса) – символом страсти становится вальс (лейтмотив всего спектакля), только вот Туминас уходит от банальности, слегка сменив интонацию – Анна, впервые увидевшая Вронского, не нежно кружится в ритме вальса, а очень энергично под него отплясывает.

Вообще, эта Анна (классная актриса) – весьма экспрессивна. Когда ей невыносимо, она на все реагирует с болезненной усмешкой. Иногда она как будто сходит с ума, не на собеседника смотря, а разговаривая с пространством. А в главной своей сцене, в финале, Анна наоборот полна достоинства, она, прокричав несколько раз всем «я вас люблю», решается на последний шаг. И нет у Туминаса, к счастью, никакого поезда – опять же она одна на авансцене, начинает звучать тот самый вальс, который соединяется со всеми другими музыкальными темами спектакля (и ритмами, и церковным песнопением) – этот безумный поток как будто ее душит. И опять же очень выразительный жест – сначала она роняет голову на бок, как будто ее отрубает, а потом уже падает.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • «Вечно все, что человечно!»

    «Театр должен рождаться из студии», – заметил когда-то Станиславский.  В центре Москвы вот уже 40 лет живет и процветает театр «У Никитских ворот», созданный именно так 27 марта 1983 года.   В день юбилея, ровно в 18 часов, на Никитском бульваре начался настоящий праздник театра. ...
  • В Театре Сац состоится концерт к юбилею Рахманинова

    31 марта в Фойе Большой сцены Театра имени Наталии Сац состоится гала-концерт «Рахманинов. Весна. Юбилей» к 150-летию композитора.   К юбилею Сергея Рахманинова симфонический оркестр, хор и солисты оперной труппы Театра имени Сац представят программу из вокально-симфонических произведений композитора. ...
  • Театр эстрады откроют в этом году после реставрации

    Московский театр эстрады вновь откроется после реконструкции уже в этом году. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин во время встречи с творческим коллективом.   Театр расположен в доме на Берсеневской набережной с 1961 года и с тех пор практически не ремонтировался. ...
  • Назвали имена лауреатов премии МХТ в области искусств

    27 марта, в Международный день театра, в МХТ Чехова прошла первая церемония вручения наград победителям Премии Художественного театра. Премия в области искусств, учрежденная МХТ в юбилейный год, нацелена на поддержку молодых деятелей искусств до 35 лет. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
Читайте также