Историк моды Руслан МИГРАНОВ рассказал «Театралу», как в разное время на стиль одежды влияли мировые потрясения, войны и эпидемии и почему сегодня в тренде «медленная» мода.
– Театр и мода безусловно взаимодействуют. Мода всегда влияла на театральный костюм. Например, в XVI-XVII веках, когда не было швейной машинки, при шитье рукавов под ними не сшивали. И чтобы они не рвались, их делали полукругом. И это повлияло на положение рук в балете, на то, что они немного полусогнуты
Мода и политика всегда взаимосвязаны. Особенно сильно повлияли на моду мировые войны. Согласно истории вся современная мода берет начало из моды XX века. Она только и делает, что повторяет тенденции прошлого. Современная мода начинается с 1920-х годов, поскольку в тот период из моды ушел корсет. Первая мировая война глобально изменила моду, появились эмансипированные женщины. Научнотехнический прогресс привел к тому, что у многих появились автомобили. Если женщина была бы в корсете, то не смогла бы высоко поднять ногу, чтобы сесть в машину.
В 1920-е годы упрощается крой, он прямой, с заниженной линией талии, появляется тенденция быть «мальчишкой». Почему? Из-за недостатка мужчин после Первой мировой.
А когда говорят, что Коко Шанель изобрела маленькое черное платье, кардинально повлияла на моду XX века, создала новый стиль, – это маркетинг. Маленькое черное платье изобретали многократно, но помнят и говорят только о Шанель.
Вторая глобальная причина изменения моды XX века – Вторая мировая война, которая в итоге привела к появлению стиля New Look Кристиана Диора, когда появились женщины-цветы. Женщины во время войны голодали, у них были очень тонкие талии, и Диор заново ввел в моду корсет.
Неумелые действия политиков привели в 1929 году к Великой американской депрессии. В 1930 году появилась шутка, что длина юбки зависит от экономики. Если с экономикой все хорошо, подолы поднимаются вверх, укорачиваются. Если с экономикой все плохо, подолы падают вниз, то есть в 1930-х годах мода «уходит в пол», а мода 1920-х – короткая. Вы можете задать вопрос: где же логика? Если с экономикой все плохо, почему подолы падают вниз, ткани-то нужно больше! А чулки?! Дело в том, что чулки были очень дорогими.
Сильнейшим образом на моду влияли и эпидемии. Эпидемия чумы привела к засилью черного цвета. Церковь убеждала, что из-за того, что люди носили яркую одежду, много денег тратили на всякие побрякушки, это вызвало гнев божий и чуму. В Испании говорили: «Мы, истинные католики, будем носить черное», и протестанты в Голландии стали говорить: «Мы, истинные верующие, будем носить черное». Так что смешивается влияние религии и политики на моду. Как говорила знаменитая законодательница моды, соперница Коко Шанель, Эльза Скиапарелли: «Мода никогда не рождается под воздействием чьего-либо индивидуального ума при попытке создать оборку, новое плиссе или новый фасон. Она всегда рождается из каких-то политических событий или курьезных моментов»
Мода всегда спасала, она всегда была и будет в любые, даже самые тяжелые времена. Это возможность спрятаться, отвлечься в первую очередь для женщин. В любые времена женщина хочет быть красивой. Например, во Вторую мировую войну, когда не было тканей, женщины, рискуя своей жизнью, пробирались на поля сражения, чтобы собрать парашютную ткань. И создавали платья из парашютного шелка. Даже снимали диванную обивку и шили одежду из нее, вместо пуговиц брали звенья от собачьей цепи… Во время войны был дефицит шляпок, в итоге начали носить тюрбаны. Мода – палочка-выручалочка для женщин
Сейчас мода стала очень коммерческой. Часто можно услышать, что в моде безвкусица. Но для кого-то безвкусица, а для кого-то это и есть стиль. На безвкусице, на хайпе зарабатывают очень много денег. Дизайнер считается успешным, если он продает свои вещи. Исследовать современную моду – все равно что толочь воду в ступе, потому что ничего нового уже нельзя изобрести. Современная мода не развивается, она только и делает, что повторяет тенденции прошлого.
Как русские повлияли на мировую моду? Юрий Гагарин полетел в космос, поэтому почти вся мода 1960-х – космическая, футуристическая. Почему большие очки на пол-лица? Так модельеры готовили женщин к воображаемому космическому полету, в котором надо будет защитить их глаза от солнца. Под влиянием космоса в моду вошли белые, серебристые цвета, блеск для губ. Это тоже политика – надо было показать, что мы первые! В космический стиль примешивалась и сексуальность, например, Джейн Фонда в фильме «Барбарелла» была в невероятных костюмах Пако Рабана.
За последние два-три года мода «замедлилась». До этого мы жили просто в сумасшедшем темпе: две недели – и новая коллекция «Зары». После пандемии и нынешних политических событий у людей стало меньше денег, какие-то бренды ушли из России, люди стали более экономными.
Мы не знаем, что будет завтра. Поэтому очень многие стали распределять бюджет, покупать только базовые вещи. Мода испытала определенный кризис. Куда она будет двигаться дальше, невозможно предсказать, потому что мода – это зеркало истории. Это сказал не я, а еще Людовик XIV. Мы можем предсказать моду максимум на два года, но не дальше, поскольку мода – это «коллективное сумасшествие».
Театр, культура в целом позволяют уйти от тяжелых дум. Возьмем Великую американскую депрессию. В 1930-е годы появилось звуковое кино, и люди, чтобы забыть о своих финансовых проблемах, покупали билет и шли в кино, погружаясь в волшебный мир кинематографа. Их завораживали звезды Голливуда: Марлен Дитрих, Грета Гарбо… Искусство помогало и помогает отвлечься. А мода и искусство тесно взаимосвязаны. Например, Ив Сен Лоран, когда у него бывали кризисы, вдохновлялся картинами Пикассо, Моне, Матисса. Он переносил эти принты на платья.
В трудные времена нужно делать свое дело, ведь выигрывают те, кто делает дело и не сгибается. Антон Павлович Чехов сказал замечательную фразу, я считаю, она актуальна для любого времени. Он сказал, что нам свойственно романтизировать прошлое, восхвалять его, ненавидеть настоящее и бояться будущего. Это свойственно любому поколению. ХХ век был страшным – две мировые войны, кризис. Сейчас мы смотрим туда и думаем: «Как же там было прекрасно!»
Карл Лагерфельд даже в свои 70-80 лет всегда находился в топе и нравился молодежи, он был как рок-звезда. Невозможно еще найти в истории такого модельера, который сам бы стал иконой стиля. И Лагерфельд сказал замечательную фразу, это в продолжение к Чехову: «Не ностальгируйте. Когда вы ностальгируете, вы живете прошлым. И тем самым вы убиваете свое настоящее. А надо жить днем сегодняшним. Здесь и сейчас». Сейчас люди очень устали бояться, переживать, устали ходить к психологам. И если есть возможность, то я бы советовал ходить на экскурсии – в Кусково, Архангельское, Царицыно, посещать выставки, дворцы. Или дома-музеи. Например, Сергея Прокофьева в Камергерском переулке или Федора Шаляпина на Новинском бульваре. Это прекрасная возможность отвлечься и окунуться в начало ХХ века. Я сам сотрудничаю с этими замечательными музеями и вожу туда экскурсии, рассказываю о моде того времени.
– Театр и мода безусловно взаимодействуют. Мода всегда влияла на театральный костюм. Например, в XVI-XVII веках, когда не было швейной машинки, при шитье рукавов под ними не сшивали. И чтобы они не рвались, их делали полукругом. И это повлияло на положение рук в балете, на то, что они немного полусогнуты
Мода и политика всегда взаимосвязаны. Особенно сильно повлияли на моду мировые войны. Согласно истории вся современная мода берет начало из моды XX века. Она только и делает, что повторяет тенденции прошлого. Современная мода начинается с 1920-х годов, поскольку в тот период из моды ушел корсет. Первая мировая война глобально изменила моду, появились эмансипированные женщины. Научнотехнический прогресс привел к тому, что у многих появились автомобили. Если женщина была бы в корсете, то не смогла бы высоко поднять ногу, чтобы сесть в машину.
В 1920-е годы упрощается крой, он прямой, с заниженной линией талии, появляется тенденция быть «мальчишкой». Почему? Из-за недостатка мужчин после Первой мировой.
А когда говорят, что Коко Шанель изобрела маленькое черное платье, кардинально повлияла на моду XX века, создала новый стиль, – это маркетинг. Маленькое черное платье изобретали многократно, но помнят и говорят только о Шанель.

Неумелые действия политиков привели в 1929 году к Великой американской депрессии. В 1930 году появилась шутка, что длина юбки зависит от экономики. Если с экономикой все хорошо, подолы поднимаются вверх, укорачиваются. Если с экономикой все плохо, подолы падают вниз, то есть в 1930-х годах мода «уходит в пол», а мода 1920-х – короткая. Вы можете задать вопрос: где же логика? Если с экономикой все плохо, почему подолы падают вниз, ткани-то нужно больше! А чулки?! Дело в том, что чулки были очень дорогими.

Мода всегда спасала, она всегда была и будет в любые, даже самые тяжелые времена. Это возможность спрятаться, отвлечься в первую очередь для женщин. В любые времена женщина хочет быть красивой. Например, во Вторую мировую войну, когда не было тканей, женщины, рискуя своей жизнью, пробирались на поля сражения, чтобы собрать парашютную ткань. И создавали платья из парашютного шелка. Даже снимали диванную обивку и шили одежду из нее, вместо пуговиц брали звенья от собачьей цепи… Во время войны был дефицит шляпок, в итоге начали носить тюрбаны. Мода – палочка-выручалочка для женщин
Сейчас мода стала очень коммерческой. Часто можно услышать, что в моде безвкусица. Но для кого-то безвкусица, а для кого-то это и есть стиль. На безвкусице, на хайпе зарабатывают очень много денег. Дизайнер считается успешным, если он продает свои вещи. Исследовать современную моду – все равно что толочь воду в ступе, потому что ничего нового уже нельзя изобрести. Современная мода не развивается, она только и делает, что повторяет тенденции прошлого.
Как русские повлияли на мировую моду? Юрий Гагарин полетел в космос, поэтому почти вся мода 1960-х – космическая, футуристическая. Почему большие очки на пол-лица? Так модельеры готовили женщин к воображаемому космическому полету, в котором надо будет защитить их глаза от солнца. Под влиянием космоса в моду вошли белые, серебристые цвета, блеск для губ. Это тоже политика – надо было показать, что мы первые! В космический стиль примешивалась и сексуальность, например, Джейн Фонда в фильме «Барбарелла» была в невероятных костюмах Пако Рабана.
За последние два-три года мода «замедлилась». До этого мы жили просто в сумасшедшем темпе: две недели – и новая коллекция «Зары». После пандемии и нынешних политических событий у людей стало меньше денег, какие-то бренды ушли из России, люди стали более экономными.
Скотт Фицджеральд в 1913 году описывал мужчин, которые носили фиолетовые галстуки, фиолетовые носки, фиолетовые платки. В моде был фиолетовый, он – мистический. И через год началась война. Когда бомбили Ирак, все рекламы, постеры были в фиолетовых оттенках. Так сложилось, что фиолетовый фактически стал военным цветом.Когда в прошлом году институт цвета Pantone сказал, что фиолетовый – цвет 2022 года, у меня дрогнуло сердце. Я изучаю историю моды и знаю, что фиолетовый цвет всегда появлялся в преддверии войн и катаклизмов.
Мы не знаем, что будет завтра. Поэтому очень многие стали распределять бюджет, покупать только базовые вещи. Мода испытала определенный кризис. Куда она будет двигаться дальше, невозможно предсказать, потому что мода – это зеркало истории. Это сказал не я, а еще Людовик XIV. Мы можем предсказать моду максимум на два года, но не дальше, поскольку мода – это «коллективное сумасшествие».
Театр, культура в целом позволяют уйти от тяжелых дум. Возьмем Великую американскую депрессию. В 1930-е годы появилось звуковое кино, и люди, чтобы забыть о своих финансовых проблемах, покупали билет и шли в кино, погружаясь в волшебный мир кинематографа. Их завораживали звезды Голливуда: Марлен Дитрих, Грета Гарбо… Искусство помогало и помогает отвлечься. А мода и искусство тесно взаимосвязаны. Например, Ив Сен Лоран, когда у него бывали кризисы, вдохновлялся картинами Пикассо, Моне, Матисса. Он переносил эти принты на платья.
В трудные времена нужно делать свое дело, ведь выигрывают те, кто делает дело и не сгибается. Антон Павлович Чехов сказал замечательную фразу, я считаю, она актуальна для любого времени. Он сказал, что нам свойственно романтизировать прошлое, восхвалять его, ненавидеть настоящее и бояться будущего. Это свойственно любому поколению. ХХ век был страшным – две мировые войны, кризис. Сейчас мы смотрим туда и думаем: «Как же там было прекрасно!»
Карл Лагерфельд даже в свои 70-80 лет всегда находился в топе и нравился молодежи, он был как рок-звезда. Невозможно еще найти в истории такого модельера, который сам бы стал иконой стиля. И Лагерфельд сказал замечательную фразу, это в продолжение к Чехову: «Не ностальгируйте. Когда вы ностальгируете, вы живете прошлым. И тем самым вы убиваете свое настоящее. А надо жить днем сегодняшним. Здесь и сейчас». Сейчас люди очень устали бояться, переживать, устали ходить к психологам. И если есть возможность, то я бы советовал ходить на экскурсии – в Кусково, Архангельское, Царицыно, посещать выставки, дворцы. Или дома-музеи. Например, Сергея Прокофьева в Камергерском переулке или Федора Шаляпина на Новинском бульваре. Это прекрасная возможность отвлечься и окунуться в начало ХХ века. Я сам сотрудничаю с этими замечательными музеями и вожу туда экскурсии, рассказываю о моде того времени.