Коня на скаку остановит…

 

В преддверии 8 Марта «Театрал» попросил женщин, которые руководят театрами, назвать самый неженский поступок в своей жизни
Генриетта ЯНОВСКАЯ, художественный руководитель МТЮЗа

Своими словами: «Мой самый неженский поступок, что я вышла замуж за Каму Гинкаса. Чего только не было в нашей судьбе!»

«Театрал»: В Ленинграде, в студенческие годы Гинкас и Яновская ехали в автобусе. Был час пик, страшная давка. Но вдруг один из пассажиров назвал Гинкаса жидовской мордой. В ту же секунду Генриетта сорвала с него шапку и со словами: «Ты сказал – жидовская морда?» – ударила его кулаком по лицу.

Спустя несколько лет Яновская подралась и в Новгороде. Супруги вышли из ресторана и увидели, что два молодых человека бьют третьего. Гинкас с приятелем начал осуждать дерущихся, а Генриетта в ту же секунду бросилась в драку и стала разнимать хулиганов. Вдруг один из бьющих сказал: «Гета, ты ничего не знаешь, отойди!» Кама Гинкас любит повторять: «С тех пор считается, что Гету в каждой драке знают».

Когда в 1980 году по сфабрикованному делу арестовали приятеля Гинкаса и Яновской – Константина Азадовского, – супруги решили проведать его мать. Времена были опасные: казалось, что на каждом этаже подъезда стоит гэбэшник и потому Генриетта Яновская сказала супругу: «Ты постой внизу – я поднимусь сама». А когда нужно было навестить невесту Азадовского, Генриетта Наумовна нашла способ познакомиться с начальницей женской тюрьмы: пригласила ее к себе в гости, а потом договорилась о нелегальном посещении тюрьмы.

Галина ВОЛЧЕК, художественный руководитель театра «Современник»

Своими словами: «Вся моя жизнь с 1972 года, когда ушел основатель нашего театра Олег Ефремов и когда труппа потребовала, чтобы «Современник» возглавила я, – за редким исключением один большой неженский поступок».

«Театрал»: В 1993 году во время конфликта в Театре на Таганке, Галина Волчек велела передать бунтарям, что каждый, кто хочет покинуть «Таганку», может рассчитывать на работу в «Современнике».

В числе писем, подписанных Волчек, есть и письмо в защиту директора Киевского Театра русской драмы Резниковича. Обращаясь к Ющенко, Галина Борисовна требовала защитить директора и сохранить традиции единственного в Киеве театра, где спектакли идут на русском языке.

Узнав поздним вечером, что один из деятелей культуры (с которым не была лично знакома) нуждается в срочной госпитализации, устроила его в больницу и готова была отдать свои сбережения. Подобные поступки совершала не раз.

Анна НЕРОВНАЯ, художественный руководитель театра «Бенефис»

Своими словами: «Я сначала не понимала, что руководство театром – это огромный физический труд, который по плечу только мужчине. Но этот труд компенсируется творчеством, встречами с интересными авторами, работой с актерами, а главное – со зрителями. Именно зрители отдают тебе так много душевного тепла и благодарности, что вся тяжесть неженской работы становится легче».

Екатерина ЕЛАНСКАЯ, художественный руководитель театра «Сфера»

Своими словами: «Да, конечно, руководство театром – это неженское дело. Но ведь все это – ради чего-то. Мой неженский поступок – в создании театра «Сфера» «с лица необщим выраженьем». Наш театр резко отличается от других, и это принципиально. В самом названии заложен определенный смысл. Это сфера человеческого общения, и все происходит внутри этой сферы. Поэтому у нас нет ни занавеса, ни сцены.

«Театрал»: В начале 1980-х, пройдя километрами чиновничьих коридоров, добилась того, чтобы московские власти разрешили сделать в театре оригинальную конструкцию зрительного зала – зала без сцены и занавеса. Стала главным разработчиком архитектурного проекта. По тем временам любые отклонения от «типового проекта» вызывали много подозрений, расценивались как антисоветский поступок.

Тереза ДУРОВА, художественный руководитель «Театриума на Серпуховке»

Своими словами: «Лишь когда я стала руководить своим театром, поняла, что это совсем не женский поступок. Режиссерская профессия требует мужских качеств, которые нужно в себе дрессировать».

«Театрал»: Впрочем, Тереза Дурова привыкла «дрессировать» себя с детства. Чтобы ребенок рос не цирковым, родители-артисты отдали ее на попечение бабушки и дедушки в Баку. Но едва родители приехали туда на гастроли и пятилетняя Тереза увидела свою маму на манеже – сделала все для того, чтобы бабушка с дедушкой сами с радостью избавились от нее. Перестала мыться, причесываться и не давалась им в руки. Промучившись с внучкой, старики молили родителей забрать ее обратно.

Людмила РОШКОВАН, художественный руководитель театра «Человек»

Своими словами: «Женщины переживают мужские судьбы и выдерживают нечеловеческое напряжение, которое накладывает на них сама художественная профессия и условия, в которых она существует».

«Театрал»: В середине 1990-х на бесчисленных судебных заседаниях отстаивала право своего театра находиться в Хлебном переулке. Пережила множество тревожных дней, терпела клевету в свой адрес. Однако дом так и не удалось отстоять. У театра осталось лишь помещение в Скатертном переулке.

Елена КАМБУРОВА, художественный руководитель Театра музыки и поэзии

Своими словами: «Выход на сцену – вообще очень трудная вещь. Не каждая женщина это выдержит. Особенно сложно, когда в зале сидит не твоя публика. А я ведь начинала с таких авторов, как Маяковский, Окуджава, Новелла Матвеева. В советские времена публика к такому репертуару относилась достаточно отчужденно. Поэтому для того, чтобы исполнять этот репертуар, требовалось настоящее мужское мужество. Так что своим неженским поступком я считаю свой дебют на сцене. Следующий мой неженский поступок – руководство театром. Когда у меня появился свой театр, я поняла, какой это каторжный труд».

«Театрал»: Елена Антоновна – единственный худрук, который может позвонить критику после отрицательной рецензии и сказать: «Спасибо за профессиональный разбор, мы будем работать».

Приезжает за несколько часов до начала концертов, чтобы… вместе с рабочими расставлять на сцене оборудование.

В советские времена на гастролях в Финляндии, устав от постоянного надзора «искусствоведов в штатском», раздобыла плакат: Ленин – главарь банды, с факелом в руке, стоит на фоне озлобленной толпы. На фоне этого плаката и выступила перед финнами от лица советского народа. Финны намек поняли, гэбэшники ничего не заметили. Огромных усилий стоило выкрасть антисоветский плакат и привезти в Москву.

На деньги, собранные от концертов, открыла на станции метро «Менделеевская» памятник бездомной собаке, которую избила до смерти 18-летняя топ-модель.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также