Пугачева назвала ее главной сказочницей страны

Питерский режиссер четверть века рассказывает детям о добре и зле

 

В знаменитом фильме Владимира Грамматикова «Усатый нянь» молодая актриса Театра Маяковского Татьяна Николаева сыграла красивую маму. Было это больше 30 лет назад, и роль была совсем крошечная, но, как оказалось, не случайная в судьбе той самой Татьяны, теперь – Савенковой, актрисы, режиссера, педагога, основателя и руководителя Петербургского государственного детского драматического театра «На Неве».
Николаева-Савенкова тогда и не думала стать режиссером, не грезила созданием детского театра. Выпускница ГИТИСа, первая ученица Владимира Левертова, талантливая, эффектная, статная, она пять лет играла в Театре Маяковского у Андрея Гончарова (на ее счету – 26 ролей), снималась в кино, была востребованной актрисой и не подозревала, что судьба уготовила ей совсем иную роль. После двенадцати лет столичной жизни обстоятельства вернули Татьяну в Ленинград, где началась ее новая жизнь – жизнь мамы детского театра. Николаева-Савенкова создала свой театр из ничего, с нуля, не обладая опытом, но имея цель и твердую решимость. Театр получился под стать своей родительнице: сильный, оригинальный, веселый и умный. Театр со своим лицом, со своим характером, авторский и при этом общедоступный, в лучшем значении слова.

А поскольку режиссерское образование Татьяна Николаева-Савенкова получила на Высших режиссерских курсах у Марка Захарова, который приглашал ее в труппу в качестве актрисы, праздничная природа захаровского театра прижились и в ее режиссуре. В каждом ее спектакле непременно есть музыка, танцы, юмор и, главное, артисты общаются с залом легко и виртуозно. Кстати, труппу недавно пополнили ученики Татьяны Аркадьевны – выпускники ее курса в РАТИ.

Педагогика в жизни Татьяны Николаевой-Савенковой тоже явилась вершиной, когда-то казавшейся недостижимой, но потом уверенно покоренной. Набирая курс, Татьяна Аркадьевна была уже опытным практиком детского театра, поэтому и своих студентов она смогла обучить главному: быть добрыми, честными, порядочными людьми и в жизни, и в театре. Важно, что во время обучения студенты постоянно находились при театре «На Неве»: внутри или рядом, они учились не только у мастера, но и у своих старших товарищей-актеров, постигали науку детского спектакля, впитывали энергию зрительного зала, узнавали особенности аудитории. Все это было естественно, закономерно и абсолютно правильно с точки зрения воспитания актера детского театра. Николаева-Савенкова вырастила новое поколение артистов театра «На Неве», каждый из которых искренне увлечен и предан своей профессии. Их дипломную «Снежную королеву» до сих пор вспоминают те, кому посчастливилось ее увидеть. Тогда спектакль играли в черных ширмах и студенческой униформе, но он запомнился другим: красотой юных лиц и чувствами, идущими от самого сердца. Многое из той студенческой постановки вошло в «Снежную королеву», которая идет на сцене сейчас. Хотя, конечно, это разные спектакли. Сегодня молодых актеров Николаевой-Савенковой можно видеть почти в каждой сказке театра «На Неве»; совсем недавно вышли «Приключениях Кота в сапогах», где играет сплошь молодежь и только роль Кота исполняет (и блистательно!) старожил труппы Алексей Голев. Молодое пополнение коллектива дало возможности и для обновления репертуара, в котором в скором будущем ожидаются спектакли для взрослых детей. К 70-летию начала Великой Отечественной войны идет работа над постановкой по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», в которой заняты сплошь выпускники Татьяны Аркадьевны.

Театр «На Неве» открылся в 1987 году. С тех пор вышло больше 30 спектаклей. Все – в постановке Татьяны Николаевой-Савенковой и все – сказки. Русские и зарубежные, известные и менее популярные, лучшие и любимые. Их главное достоинство в том, что идя, скажем, на «Золушку» зритель увидит именно эту сказку, поставленную в классическом стиле, с неизменным уважением к автору и огромной любовью к ребенку, сидящему в зале. Режиссер рассуждает просто и ясно: театр призван помочь малышу расставить приоритеты в жизни, узнать, что такое хорошо и что такое плохо. Сказка, которую рассказывает театр, дает ответы на многие детские вопросы в той форме, в какой растущий человек их лучше усвоит. Глядя на Маугли, Емелю и Кая с Гердой, ребенок узнает, что такое верность, смелость, дружба и любовь. В спектаклях Татьяны Николаевой-Савенковой всегда чувствуется не только сильная рука режиссера, но и взгляд педагога, психолога. Каждая постановка расширяет кругозор ребенка. Так в «Маугли» костюмы героев выполнены в национальном восточном стиле, в спектакле «По щучьему веленью» верховодит стихия удалой русской ярмарки, в «Карлсоне» можно наблюдать европейские манеры. При этом спектакли театра «На Неве» никогда не наставляют ребенка менторски – скорее, аккуратно берут за руку и ведут в нужную сторону. Режиссер не приемлет плохих финалов: ее истории всегда заканчиваются счастливо и даже самым отъявленным врагам вроде Бабы Яги она дает шанс исправиться. И в этом тоже часть ее творческой установки – прививать добро, милосердие, умение прощать.

…Прошли годы, красивая мама из «Усатого няня» превратилась в маму детского театра, в добрую фею сказки, в главную сказочницу страны, как назвала ее однажды Алла Пугачева. Некогда хрупкая девушка, а теперь сильная и мудрая Татьяна Николаева-Савенкова совершила поистине не женский поступок, когда ценой немыслимых затрат создала театр. И театр отвечает ей любовью: те мальчишки и девчонки, которые приходили сюда в начале девяностых, приводят теперь своих детей. Впрочем, на благодарность зрителей режиссер всегда отвечает: «Я не волшебник – я только учусь…»

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также