Блондинка и моряк

Полные противоположности Георгий Юматов и Муза Крепкогорская прожили вместе почти полвека

 

Впервые он увидел ее на съемках «Молодой гвардии». Белокурая хохотушка, студентка ВГИКа, сталинская стипендиатка с первого взгляда понравилась бывшему моряку и стала его музой на всю жизнь. Только спустя много лет Георгий Юматов узнал, что его Муза на самом деле жгучая брюнетка, а волосы травит для пущей эффектности. Крепкая и властная, она совсем не была похожа на тех скромных, искренних девушек, которые всегда нравились артисту. Но сердцу не прикажешь. 2 декабря 1947 года они поженились – Георгию Юматову был 21 год, Музе Крепкогорской – 23.
Свадьба была скромная, но шумная. В тот день жених напился, и пиршество продолжалось без него. К сожалению, «зеленый змий» еще не раз проползет в судьбе этой пары и сыграет в итоге роковую роль.

Невезучая Муза

После бракосочетания молодожены поселились в коммуналке на Страстном бульваре – у мамы Музы Лидии Ивановны. И здесь оказалось, что Муза совсем не склонна заниматься домашним хозяйством. Мама оберегала ее от любых забот. Так повелось с конца тридцатых годов, когда в разгар сталинских репрессий Муза обнаружила своего отца в петле. Будучи артистом МХАТа, он боялся, что вот-вот придут и за ним – нервы не выдержали. Шокированная увиденным, Муза на несколько дней лишилась речи.

Как бы извиняясь за мужа, мама стала баловать дочь красивыми платьями и побрякушками, освободила ото всех домашних дел. Мало что изменилось и после свадьбы – готовила и убирала в доме по-прежнему Лидия Ивановна. Позже ее сменили поклонницы Юматова, беспокоившиеся о том, что их любимец не доедает. Но командовала семьей исключительно Муза. В результате Юматов вынужден был ограничить общение со своими родственниками, поскольку они отличались от дворянских предков жены.

Но если актерская карьера Юматова неумолимо шла в гору, то Музе в профессии не везло. Крошечные эпизоды, образы предательниц и кассирш – все, что выпадало на ее долю. Тем не менее она продолжала ждать свою Роль, ради которой, казалось, готова на любые жертвы. Она даже избавилась от ребенка на четвертом месяце беременности, поскольку появилась надежда сняться у хорошего режиссера. Правда, заветная роль ей так и не досталась, а иметь детей она больше не могла. Боли и ярости Юматова тогда не было предела. После этого несколько лет супруги жили порознь, а вместо детей заводили собак, которым и отдавали свою несостоявшуюся родительскую любовь.

«Бумаги полетели на проезжую часть»

Была это любовь или роковое притяжение, теперь уже трудно судить. Но, несмотря на многочисленные романы с обеих сторон (Юматов частенько увлекался замужними дамами, а после – дрался с их мужьями), они всегда возвращались друг к другу.

В начале 1960-х супруги поселились в кооперативном актерском доме у метро «Аэропорт». Муза, любительница всего изящного, с двойной силой бросилась на освоение комиссионок. Она первой заказала огромную кожаную кровать, на которую сбегалась посмотреть вся актерская братия. Но благополучный быт не делал пару счастливее – Георгий продолжал страдать известной русской болезнью, а Муза по-прежнему мечтала о главной роли.

Чтобы хоть как-то сдерживать знаменитого актера на съемках, режиссеры специально придумывали роли для Музы – в надежде, что в присутствии жены у него не появится соблазна выпить. Дошло до того, что на съемках фильма «Офицеры» Муза ежедневно обыскивала их номер в Севастопольской гостинице. Тогда съемки фильма завершились все-таки благополучно, но из-за той же выпивки в начале 1970-х Юматов потерял роль Сухова в «Белом солнце пустыни», не выдержав единственного режиссерского требования – не пить.

Как ни крути, все воспоминания об артисте упираются в эту тему.

– Мы мчались в ресторан «Пекин» со скоростью самолета, на двадцать первой модели «Волги», – вспоминал приятель Юматова – Александр Нилин. – И ударом крыла выбили у неосторожного пешехода портфель, бумаги полетели на проезжую часть, потерпевший истерически закричал, споткнулся… Милиционер, куда-то докладывавший о наезде, смягчил полагающуюся случаю строгость примиряющей иронией: «Да здесь великий артист Юматов в пьяном виде…» Прибывшие к месту задержания чины без гнева предложили Жоре, чтобы один из них сел за баранку вместо него, – и нас довезли домой.

«Не за тех воевал»

В начале 1990-х артисты вынуждены были покинуть Театр киноактера. Постепенно меркла и популярность Юматова, пришедшая после картин «Они были первыми», «Жестокость», «Офицеры», «Петровка, 38». Артист получил пенсию по военной инвалидности (на фронте служил моряком), президентскую премию и начались пенсионные будни. Но словно по злому року судьбы спокойствие в этой семье так и не наступило. В 1994 году страну всколыхнуло известие: от рук Георгия Юматова погиб 33-летний уроженец Азербайджана. Как оказалось, накануне Юматов похоронил свою любимую собаку Фросю и пригласил в дом дворника, который помогал предать ее земле. После первой рюмки дворник разошелся – ты, мол, фронтовик, не за тех воевал, был бы на стороне немцев, сейчас бы пиво баварское пили. Юматов, известный своей вспыльчивостью, такого стерпеть не смог… Потом был суд и арест. Но благодаря вмешательству друзей за решеткой Юматов провел всего два месяца: попал под амнистию к 50-летию Победы. И все же здоровье было уже не то – в октябре 1997 года от перенесенных страданий Юматова не стало. Муза пережила его на два года. Говорят, возле их памятника на Ваганьковском часто можно встретить стаи бездомных собак.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также