В преддверии 100-летия Театра Моссовета Андрей Кончаловский выпустил спектакль «Супружеская жизнь. Перестройка». В главных ролях – Юлия Высоцкая и Алексей Розин.
В основу постановки легли пьеса и фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Впервые Кончаловский обратился к этому произведению в 2018 году в Неаполе, перенеся события из Швеции в Италию. Тогда Юлия Высоцкая (Миланка) и Федерико Ванни (Джованни) выясняли отношения на итальянском.
В 2019-м «Сцены из супружеской жизни» появились во МХАТе им. Горького. Действие спектакля на этот раз разворачивалось в России, в годы перестройки. Сюжет остался практически неизменным, даже имена героев созвучны: Марианна и Юхан у Бергмана, Марина и Иван – у Кончаловского. Партнерами Юлии Высоцкой были Александр Домогаров и Гоша Куценко.
В Театре Моссовета спектакль выпустили под новым названием – «Супружеская жизнь. Перестройка». «Четвертым мужем» Высоцкой стал Алексей Розин, ранее сыгравший роль Петручио в спектакле Кончаловского «Укрощение строптивой».
«Уникальность великих произведений в том, что они универсальны. Понимая это, я недавно поставил эту пьесу в Италии. Как итальянским актерам, так и русским играть современных шведов – усилия над органикой, поэтому в итальянском театре я перенес действие пьесы в Италию, а в России мы решили перенести действие во времена перестройки. Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров, но это не лишает спектакль гениального проникновения Бергмана в сущность отношений между мужчиной и женщиной», – считает Андрей Кончаловский.
А сущность их отношений в том, что оба глубоко несчастны. Марине 35, Ивану 42, она – юрист, он – профессор. Они женаты 15 лет и, кажется, вполне довольны друг другом. Хотя и ругаются по поводу отсутствия сексуальной жизни «как раньше», винят друг друга в не тех интонациях, спорят, обижаются, но, впрочем, все как у всех – одним словом, любовь. Все будет идти своим чередом, пока в один вечер Иван не признается Марине в измене: в его жизни появилась 20-летняя Таня с сомнительным прошлым, но очень интригующим будущим.
Как признает сама Марина, где-то они ошиблись, а где – непонятно. Может, в ее жизни что-то пошло не так еще в детстве, когда она подолгу смотрела, опираясь лбом на окно, на заснеженную улицу и ждала родителей. Она все еще ждет заботы, понимания, надежности – теперь не от мамы, а от своего инфантильного мужа. Иван же на своем пятом десятке так и не понял, что обязанности мужчины в семье не заканчиваются покупкой билетов в кино. Есть еще, как минимум, ответственность за свою женщину.
Марина и Иван – не взрослые люди, а выросшие дети, которые умеют извлекать корень, знают анатомию, но не могут разобраться в собственных чувствах. Они не могут терпеть друг друга с той же силой, как и не могут жить друг без друга. Все накопившиеся за годы совместной жизни вопросы решают пассивно-агрессивно, на повышенных тонах и неизменно в сопровождении крепкого алкоголя.
Пока перестраивается жизнь героев, и в стране идет перестройка. Разделяя эпизоды, стены трехкомнатной квартиры превращаются в телевизор. Звучат хиты 90-х: «Два кусочека колбаски» группы «Комбинация», «Ах, какая женщина» группы «Фристайл», «Атлантида» молодого Филиппа Киркорова. Августовский путч, открытие первого McDonald’s, барахолки около станций метро, капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым.
Костюмы и декорации спектакля такие же, как были во МХАТе: холодильник ЗИЛ, клетчатая скатерть-клеенка, дисковый телефон, торшер с абажуром, сервант и черные офисные стулья с мягкой обивкой во втором отделении. Героиня Юлии Высоцкой, судя по костюмам, не жалуется на недостаток финансов: на ней шелковая пижама, атласный халат, туфли на шпильках, привезенное из-за границы платье, со вкусом пошитые юбки и блузки.
Перестройка в жизни Марины и Ивана не связана напрямую с перестройкой в стране. Политические события – лишь фон, который проявляется в видеопроекциях на стенах квартиры и разговорах. За очередным спором герои вспоминают о комсомольском прошлом. Марина была настоящей «комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей»: строгая, принципиальная, борец за правду и справедливость. Тогда она и познакомилась с Иваном, еще совсем юной. Он же верностью идеалам не отличался: на снимок рентгена записал западную музыку, за что чуть не вылетел из комсомола.
За 2,5 сценических часа в жизни героев проходит пять лет. Марина и Иван уже давно не женаты, теперь встречаются на правах любовников. Споры о сексе уже кажутся бессмысленными: им и без секса хорошо друг с другом. В финальном монологе Иван рассуждает о начале 90-х. При дефиците еды, одежды, информации у них было самое главное – время. Они читали Солженицына, рассматривали журнал «Америка» и не знали еще этой навязанной истины: «Время – деньги». А когда узнали, дефицит прошел. Все стали зарабатывать на еду, одежду, только вот на дополнительные часы заработать не удается.
А что теперь им делать с этой истиной, как жить? Бывшие муж и жена, оба сбежавшие от своих новых партнеров, Иван и Марина сидят на полу в загородном доме, пьют, как всегда, что-то спиртное, разговаривают, вспоминают. Перестроилась страна, жизнь, люди. Это обычная семья, каких тысячи и в России, и в Швеции, и в Италии. Такая же несчастная, как и многие по всему миру. Они так и не научились разбираться в своих чувствах, но уже привыкли к этому, готовы так жить дальше. Марина и Иван встают и кружатся в танце. Так, как кружатся только давно знакомые и близкие люди: расслабленно, неспешно, смеясь от самих себя, таких на мгновение помолодевших.
В основу постановки легли пьеса и фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Впервые Кончаловский обратился к этому произведению в 2018 году в Неаполе, перенеся события из Швеции в Италию. Тогда Юлия Высоцкая (Миланка) и Федерико Ванни (Джованни) выясняли отношения на итальянском.
В 2019-м «Сцены из супружеской жизни» появились во МХАТе им. Горького. Действие спектакля на этот раз разворачивалось в России, в годы перестройки. Сюжет остался практически неизменным, даже имена героев созвучны: Марианна и Юхан у Бергмана, Марина и Иван – у Кончаловского. Партнерами Юлии Высоцкой были Александр Домогаров и Гоша Куценко.
В Театре Моссовета спектакль выпустили под новым названием – «Супружеская жизнь. Перестройка». «Четвертым мужем» Высоцкой стал Алексей Розин, ранее сыгравший роль Петручио в спектакле Кончаловского «Укрощение строптивой».
«Уникальность великих произведений в том, что они универсальны. Понимая это, я недавно поставил эту пьесу в Италии. Как итальянским актерам, так и русским играть современных шведов – усилия над органикой, поэтому в итальянском театре я перенес действие пьесы в Италию, а в России мы решили перенести действие во времена перестройки. Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров, но это не лишает спектакль гениального проникновения Бергмана в сущность отношений между мужчиной и женщиной», – считает Андрей Кончаловский.
А сущность их отношений в том, что оба глубоко несчастны. Марине 35, Ивану 42, она – юрист, он – профессор. Они женаты 15 лет и, кажется, вполне довольны друг другом. Хотя и ругаются по поводу отсутствия сексуальной жизни «как раньше», винят друг друга в не тех интонациях, спорят, обижаются, но, впрочем, все как у всех – одним словом, любовь. Все будет идти своим чередом, пока в один вечер Иван не признается Марине в измене: в его жизни появилась 20-летняя Таня с сомнительным прошлым, но очень интригующим будущим.
Как признает сама Марина, где-то они ошиблись, а где – непонятно. Может, в ее жизни что-то пошло не так еще в детстве, когда она подолгу смотрела, опираясь лбом на окно, на заснеженную улицу и ждала родителей. Она все еще ждет заботы, понимания, надежности – теперь не от мамы, а от своего инфантильного мужа. Иван же на своем пятом десятке так и не понял, что обязанности мужчины в семье не заканчиваются покупкой билетов в кино. Есть еще, как минимум, ответственность за свою женщину.
Марина и Иван – не взрослые люди, а выросшие дети, которые умеют извлекать корень, знают анатомию, но не могут разобраться в собственных чувствах. Они не могут терпеть друг друга с той же силой, как и не могут жить друг без друга. Все накопившиеся за годы совместной жизни вопросы решают пассивно-агрессивно, на повышенных тонах и неизменно в сопровождении крепкого алкоголя.
Пока перестраивается жизнь героев, и в стране идет перестройка. Разделяя эпизоды, стены трехкомнатной квартиры превращаются в телевизор. Звучат хиты 90-х: «Два кусочека колбаски» группы «Комбинация», «Ах, какая женщина» группы «Фристайл», «Атлантида» молодого Филиппа Киркорова. Августовский путч, открытие первого McDonald’s, барахолки около станций метро, капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым.
Костюмы и декорации спектакля такие же, как были во МХАТе: холодильник ЗИЛ, клетчатая скатерть-клеенка, дисковый телефон, торшер с абажуром, сервант и черные офисные стулья с мягкой обивкой во втором отделении. Героиня Юлии Высоцкой, судя по костюмам, не жалуется на недостаток финансов: на ней шелковая пижама, атласный халат, туфли на шпильках, привезенное из-за границы платье, со вкусом пошитые юбки и блузки.
Перестройка в жизни Марины и Ивана не связана напрямую с перестройкой в стране. Политические события – лишь фон, который проявляется в видеопроекциях на стенах квартиры и разговорах. За очередным спором герои вспоминают о комсомольском прошлом. Марина была настоящей «комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей»: строгая, принципиальная, борец за правду и справедливость. Тогда она и познакомилась с Иваном, еще совсем юной. Он же верностью идеалам не отличался: на снимок рентгена записал западную музыку, за что чуть не вылетел из комсомола.
За 2,5 сценических часа в жизни героев проходит пять лет. Марина и Иван уже давно не женаты, теперь встречаются на правах любовников. Споры о сексе уже кажутся бессмысленными: им и без секса хорошо друг с другом. В финальном монологе Иван рассуждает о начале 90-х. При дефиците еды, одежды, информации у них было самое главное – время. Они читали Солженицына, рассматривали журнал «Америка» и не знали еще этой навязанной истины: «Время – деньги». А когда узнали, дефицит прошел. Все стали зарабатывать на еду, одежду, только вот на дополнительные часы заработать не удается.
А что теперь им делать с этой истиной, как жить? Бывшие муж и жена, оба сбежавшие от своих новых партнеров, Иван и Марина сидят на полу в загородном доме, пьют, как всегда, что-то спиртное, разговаривают, вспоминают. Перестроилась страна, жизнь, люди. Это обычная семья, каких тысячи и в России, и в Швеции, и в Италии. Такая же несчастная, как и многие по всему миру. Они так и не научились разбираться в своих чувствах, но уже привыкли к этому, готовы так жить дальше. Марина и Иван встают и кружатся в танце. Так, как кружатся только давно знакомые и близкие люди: расслабленно, неспешно, смеясь от самих себя, таких на мгновение помолодевших.