Любовь по Астафьеву

«Звездопад» на сцене Историко-этнографического театра

 
Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. И русскую классику здесь ставят с контекстно-исторической точностью.

Противостояние любви и смерти, милосердия и жестокости, история Великой Отечественной войны и колорит большой многонациональной страны – всё это органично сочетается в спектакле «Звездопад» по повести Виктора Астафьева. Трепетные признания в любви, искромётный юмор и непобедимая воля к жизни складываются в лирическую драму.

«Вокализ» Рахманинова перемежается с автоматными очередями, кадры военной хроники сменяют друг друга на полупрозрачном тюле. Занавес поднимается. Война врывается в спектакль воздушной тревогой и синими сумеречными всполохами прожекторов.

История любви молодой медсестры и раненого солдата была популярна еще во времена СССР – в 1981-м по ее мотивам в РАМТе играли спектакль «Прости меня», который помогал ставить сам Виктор Петрович Астафьев. Сюжет повести использовали и в фильме «Звездопад», где медсестру сыграла бойкая Вера Глаголева.

Михаил Мизюков, режиссер и художественный руководитель Этнотеатра, выбрал для постановки именно эту версию, где история любви дополнена фантастической сюжетной линией. Теперь Смерть (Светлана Американцева) – постоянная гостья военных госпиталей – вальяжно расхаживает между койками и шатается в наряде дворника по переулкам.

Ей противостоит молоденькая медсестра Лидочка, которая окружает раненых заботой. Полина Дрекова сделала героиню по-детски наивной и взбалмошной. Бойкая девчонка и лекарства раздаст, и одеяло подоткнет, и о визите местного Суворова предупредит. Её лихости хватает, чтобы перечить самой смерти, но, когда дело доходит до Мишки Ерофеева, раненого солдатика из Красноярска, медсестричка становится подобием Тони Кислицыной из «Девчат»: так же отчаянно суетится, забавно ревнует и дуется на глупые шутки.

А «медвежатник» Мишка Ерофеев вроде бы и рад стараться. Андрей Безымянный играет роль по-сибирски сурово – амплуа серьезного детдомовца то и дело пытаются разбавить шуточками и местными байками, но дыхание смерти не дает герою вписаться в это многоголосие.

Сибиряк Мишка и Лида – оба трудолюбивые и решительные. Оба повидали немало крови и людского горя. Но у них есть одно преимущество – юность.

Юность облегчает всё, даже нападки Смерти. Когда Мишка и Лидочка встречаются, «пустоглазая» стоит прямо между ними. Но, преодолев тяжёлые муки, Ерофеев идёт на поправку. Дальше – «шептания», рассказы о себе, о своей жизни… Всё это вперемешку со стихами, шутками, байками. Юностью «бредят» не только бывшие школьники, но и мишкины товарищи по госпиталю.

Балтийский старшина Шестопалов (Антон Чудецкий) ныкает фронтовые сто грамм от бдительных медработников. Алтайский мужик Афоня (Михаил Клюшкин) скучает по жене – деревенской бабе Матрене (Ольга Пирожникова). Задорный украинец Попийвода (Виктор Присмотров) для проформы бранится с врачами, а неутомимый саратовец Рюрик на костылях (Павел Ештокин) все мечтает сыграть в футбол.

Наблюдать за хулиганскими подвигами по добыванию «запрещенки», вылазками на базар и построением боевых планов по завоеванию молодых медсестричек весело. Герои побеждают Смерть смехом и показывают, что все её ужимки им – как мертвому припарки.

Другая важная черта спектакля Историко-этнографического театра – открытый финал. В повести Астафьева герои не находят друг друга. И в спектакле Миша и Лида вынуждены оставить свою любовь. Встретятся ли они снова – неизвестно. Но, очевидно, что любовь в «Звездопаде» – это синоним жизни. А смерть появляется именно тогда, когда отчаянно хочется жить, когда вспоминаешь, кого и что ты любил больше всего на свете. Как Афоня вспоминает свою жену, детей, Троицу.

Он просит смерть показать его родную тайгу с чистыми источниками: «Родина ему нужна. А нужен ли ты Родине? – Я ей завсегда нужон». И именно тогда он чувствует себя по-настоящему живым.

Человека воскрешает не только любовь к Отечеству. «Ich liebe dich» – говорят друг другу на ломаном немецком Лида и Миша. Но за этой фразой прячутся не просто наивно-детские чувства. Это настоящее испытание – пройти сквозь столько потерь и обрести любовь. Пусть и на короткий срок.

Только в любви можно найти спасение от всех бед. После спектакля начинаешь в это верить: «Да неужели ж в самом деле любовь сильнее смерти?»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Суд принял к производству дело в отношении МДТ

    Куйбышевский суд Санкт-Петербурга принял к производству дело о правонарушении в отношении МДТ-Театра Европы. Об этом сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. «Представитель Театра в объяснениях поблагодарил Роспотребнадзор за указания на имеющиеся нарушения. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
Читайте также