Любовь по Астафьеву

«Звездопад» на сцене Историко-этнографического театра

 
Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. И русскую классику здесь ставят с контекстно-исторической точностью.

Противостояние любви и смерти, милосердия и жестокости, история Великой Отечественной войны и колорит большой многонациональной страны – всё это органично сочетается в спектакле «Звездопад» по повести Виктора Астафьева. Трепетные признания в любви, искромётный юмор и непобедимая воля к жизни складываются в лирическую драму.

«Вокализ» Рахманинова перемежается с автоматными очередями, кадры военной хроники сменяют друг друга на полупрозрачном тюле. Занавес поднимается. Война врывается в спектакль воздушной тревогой и синими сумеречными всполохами прожекторов.

История любви молодой медсестры и раненого солдата была популярна еще во времена СССР – в 1981-м по ее мотивам в РАМТе играли спектакль «Прости меня», который помогал ставить сам Виктор Петрович Астафьев. Сюжет повести использовали и в фильме «Звездопад», где медсестру сыграла бойкая Вера Глаголева.

Михаил Мизюков, режиссер и художественный руководитель Этнотеатра, выбрал для постановки именно эту версию, где история любви дополнена фантастической сюжетной линией. Теперь Смерть (Светлана Американцева) – постоянная гостья военных госпиталей – вальяжно расхаживает между койками и шатается в наряде дворника по переулкам.

Ей противостоит молоденькая медсестра Лидочка, которая окружает раненых заботой. Полина Дрекова сделала героиню по-детски наивной и взбалмошной. Бойкая девчонка и лекарства раздаст, и одеяло подоткнет, и о визите местного Суворова предупредит. Её лихости хватает, чтобы перечить самой смерти, но, когда дело доходит до Мишки Ерофеева, раненого солдатика из Красноярска, медсестричка становится подобием Тони Кислицыной из «Девчат»: так же отчаянно суетится, забавно ревнует и дуется на глупые шутки.

А «медвежатник» Мишка Ерофеев вроде бы и рад стараться. Андрей Безымянный играет роль по-сибирски сурово – амплуа серьезного детдомовца то и дело пытаются разбавить шуточками и местными байками, но дыхание смерти не дает герою вписаться в это многоголосие.

Сибиряк Мишка и Лида – оба трудолюбивые и решительные. Оба повидали немало крови и людского горя. Но у них есть одно преимущество – юность.

Юность облегчает всё, даже нападки Смерти. Когда Мишка и Лидочка встречаются, «пустоглазая» стоит прямо между ними. Но, преодолев тяжёлые муки, Ерофеев идёт на поправку. Дальше – «шептания», рассказы о себе, о своей жизни… Всё это вперемешку со стихами, шутками, байками. Юностью «бредят» не только бывшие школьники, но и мишкины товарищи по госпиталю.

Балтийский старшина Шестопалов (Антон Чудецкий) ныкает фронтовые сто грамм от бдительных медработников. Алтайский мужик Афоня (Михаил Клюшкин) скучает по жене – деревенской бабе Матрене (Ольга Пирожникова). Задорный украинец Попийвода (Виктор Присмотров) для проформы бранится с врачами, а неутомимый саратовец Рюрик на костылях (Павел Ештокин) все мечтает сыграть в футбол.

Наблюдать за хулиганскими подвигами по добыванию «запрещенки», вылазками на базар и построением боевых планов по завоеванию молодых медсестричек весело. Герои побеждают Смерть смехом и показывают, что все её ужимки им – как мертвому припарки.

Другая важная черта спектакля Историко-этнографического театра – открытый финал. В повести Астафьева герои не находят друг друга. И в спектакле Миша и Лида вынуждены оставить свою любовь. Встретятся ли они снова – неизвестно. Но, очевидно, что любовь в «Звездопаде» – это синоним жизни. А смерть появляется именно тогда, когда отчаянно хочется жить, когда вспоминаешь, кого и что ты любил больше всего на свете. Как Афоня вспоминает свою жену, детей, Троицу.

Он просит смерть показать его родную тайгу с чистыми источниками: «Родина ему нужна. А нужен ли ты Родине? – Я ей завсегда нужон». И именно тогда он чувствует себя по-настоящему живым.

Человека воскрешает не только любовь к Отечеству. «Ich liebe dich» – говорят друг другу на ломаном немецком Лида и Миша. Но за этой фразой прячутся не просто наивно-детские чувства. Это настоящее испытание – пройти сквозь столько потерь и обрести любовь. Пусть и на короткий срок.

Только в любви можно найти спасение от всех бед. После спектакля начинаешь в это верить: «Да неужели ж в самом деле любовь сильнее смерти?»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В «Практике» состоится премьера «Кровоизлияние в МОСХ»

    29 и 30 сентября в театре «Практика» состоится первая премьера сезона – «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.  Режиссер Юрий Печенежский, неоднократно отмеченный «Золотой Маской» и известный в провинции, поставит пьесу о том, как Никита Хрущев разогнал выставку «Новая реальность» к 30-летию МОСХа (Московского союза художников). ...
  • В Грузии прошли спектакли с участием Лии Ахеджаковой

    Спектакль «Мой внук Вениамин», в котором играет Лия Ахеджакова, успешно показали в Грузии. В постановке также принимали участие Александра Ислентьева, Надежда Лумпова и Егор Трухин. Это история о сложных отношениях между поколениями и о том, как семейные узы влияют на жизнь. ...
  • В Малом театре стартует лаборатория «Постигая Чехова»

    Малый театр запускает для молодых режиссеров творческую лабораторию «Постигая Чехова». В результате проделанной работы кандидаты представят эскизы по произведениям драматурга, а художественный совет определит победителя. ...
  • Калягин попрощался с дирекцией «Золотой маски»

    25 сентября прошло заседание Директорской ложи театров Москвы, где председатель СТД Александр Калягин и его заместитель Геннадий Смирнов рассказали о переменах в национальной театральной премии «Золотая маска». Александр Калягин официально взял на себя исполнение обязанностей президента «Золотой маски». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • В «Практике» состоится премьера «Кровоизлияние в МОСХ»

    29 и 30 сентября в театре «Практика» состоится первая премьера сезона – «Кровоизлияние в МОСХ» по пьесе Алексея Житковского.  Режиссер Юрий Печенежский, неоднократно отмеченный «Золотой Маской» и известный в провинции, поставит пьесу о том, как Никита Хрущев разогнал выставку «Новая реальность» к 30-летию МОСХа (Московского союза художников). ...
  • В Грузии прошли спектакли с участием Лии Ахеджаковой

    Спектакль «Мой внук Вениамин», в котором играет Лия Ахеджакова, успешно показали в Грузии. В постановке также принимали участие Александра Ислентьева, Надежда Лумпова и Егор Трухин. Это история о сложных отношениях между поколениями и о том, как семейные узы влияют на жизнь. ...
  • В Малом театре стартует лаборатория «Постигая Чехова»

    Малый театр запускает для молодых режиссеров творческую лабораторию «Постигая Чехова». В результате проделанной работы кандидаты представят эскизы по произведениям драматурга, а художественный совет определит победителя. ...
  • Студенты Евгения Писарева сыграют «Л.Е.С.» в филиале Театра Пушкина

    Премьерные показы студенческого спектакля в постановке педагога, доцента кафедры актерского мастерства Евгении Дмитриевой состоятся 3 и 4 октября. «Л.Е.С.» станет совместным проектом Театра Пушкина и Школы-студии МХАТ. ...
Читайте также