С 1 по 8 апреля в Москве пройдут дни Александринского театра, в рамках которых на сцене МХТ имени Чехова сыграют спектакли «Отелло», «Тварь» и «Процесс». В столице эти недавние работы трех очень разных режиссеров покажут впервые.
«Отелло»
Николай Рощин, главный режиссер Александринки, соединил в одном спектакле три версии шекспировской трагедии – на одни события посмотрел с трех ракурсов: Дездемоны, Отелло, Яго. И добавил к трем наборам «свидетельских показаний» комментарии Шута, издевательски точные и беспощадные. «А душу-то, душу-то просрали», – скажет он под конец. После «изнаночной» версии Яго, который раскроет все карты и сведет счеты со всеми. Отелло тут носит «боевую раскраску» – имитацию татуировки на всю голову, «некий графический образ чужого». Дездемона «сбрасывает» нерастраченную женскую энергию, нанося удары по подвешенным освежеванным тушам. Друг Кассио становится оборотнем. А Яго делает из своего выхода ток-шоу и разворачивает сцену обратной, «теневой» стороной. Как чёрная дыра становится видимой, только когда начинает притягивать к себе и разрушать космические тела, так и он – «стёртый» во всех смыслах человек. Если не закручивает вокруг себя разрушительную энергию, начинает сходить с ума от собственной незаметности. У каждого тут – эгоистическая «близорукость» и своя правда: никакой другой они не способны увидеть.
Когда: 1 и 2 апреля
«Процесс»
Аттила Виднянский, худрук Венгерского Национального театра, называет Йозефа К. Гамлетом 21 века, переплетает мотивы суда земного и небесного, темы невиновности и поиска вины. Его «Процесс» – о том, как в одну секунду человек теряет свои «стабильные точки опоры, свои повседневные зацепки за жизнь» – и погружается в кафкианскую реальность между сном и явью. Вокруг Йозефа К. множатся персонажи и предметы, а вместе с ними – липкий страх и недоумение, ощущение тотальной зависимости от бесконечно длинной цепочки бюрократических процессов. Таких же длинных, как лестница в небо. Художники Мария и Алексей Трегубовы тут играют масштабами: игрушки и обломки беззаботного прошлого Йозефа К., как знак его детской беспомощности, вырастают до исполинских размеров. И самого героя, по словам Ивана Труса, исполнителя главной роли, можно воспринимать как большой шар, на который зрители и актеры смотрят с разных сторон. Потусторонние силы во главе с судьей, Еленой Немзер, гоняют его, как бильярдный шар, по ограниченной во всех смыслах жизни, а он ударяется и отскакивает от помощников, неспособных помочь. Но освободиться не может даже после смерти.
Когда: 5 апреля
«Тварь»
Спектакль «Тварь» Никиты Кобелева играет с темами романа Сологуба «Мелкий бес», главный герой которого – зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Тут есть «столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей, которые этим самым каноном оправдывают свои действия». Ну, а режиссер и команда спектакля пытаются понять: «Классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций?» Пространство тут обрамляют бюстики Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, а смысловое пространство – их же цитаты, только на школьной доске. В истории умопомешательства учителя изящной словесности Передонова главное – это «передоновское» правило, которое уже становится нормой жизни: вести себя так, как будто всё позволено, «в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность».
Когда: 7 и 8 апреля

Николай Рощин, главный режиссер Александринки, соединил в одном спектакле три версии шекспировской трагедии – на одни события посмотрел с трех ракурсов: Дездемоны, Отелло, Яго. И добавил к трем наборам «свидетельских показаний» комментарии Шута, издевательски точные и беспощадные. «А душу-то, душу-то просрали», – скажет он под конец. После «изнаночной» версии Яго, который раскроет все карты и сведет счеты со всеми. Отелло тут носит «боевую раскраску» – имитацию татуировки на всю голову, «некий графический образ чужого». Дездемона «сбрасывает» нерастраченную женскую энергию, нанося удары по подвешенным освежеванным тушам. Друг Кассио становится оборотнем. А Яго делает из своего выхода ток-шоу и разворачивает сцену обратной, «теневой» стороной. Как чёрная дыра становится видимой, только когда начинает притягивать к себе и разрушать космические тела, так и он – «стёртый» во всех смыслах человек. Если не закручивает вокруг себя разрушительную энергию, начинает сходить с ума от собственной незаметности. У каждого тут – эгоистическая «близорукость» и своя правда: никакой другой они не способны увидеть.
Когда: 1 и 2 апреля

Аттила Виднянский, худрук Венгерского Национального театра, называет Йозефа К. Гамлетом 21 века, переплетает мотивы суда земного и небесного, темы невиновности и поиска вины. Его «Процесс» – о том, как в одну секунду человек теряет свои «стабильные точки опоры, свои повседневные зацепки за жизнь» – и погружается в кафкианскую реальность между сном и явью. Вокруг Йозефа К. множатся персонажи и предметы, а вместе с ними – липкий страх и недоумение, ощущение тотальной зависимости от бесконечно длинной цепочки бюрократических процессов. Таких же длинных, как лестница в небо. Художники Мария и Алексей Трегубовы тут играют масштабами: игрушки и обломки беззаботного прошлого Йозефа К., как знак его детской беспомощности, вырастают до исполинских размеров. И самого героя, по словам Ивана Труса, исполнителя главной роли, можно воспринимать как большой шар, на который зрители и актеры смотрят с разных сторон. Потусторонние силы во главе с судьей, Еленой Немзер, гоняют его, как бильярдный шар, по ограниченной во всех смыслах жизни, а он ударяется и отскакивает от помощников, неспособных помочь. Но освободиться не может даже после смерти.
Когда: 5 апреля

Спектакль «Тварь» Никиты Кобелева играет с темами романа Сологуба «Мелкий бес», главный герой которого – зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Тут есть «столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей, которые этим самым каноном оправдывают свои действия». Ну, а режиссер и команда спектакля пытаются понять: «Классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций?» Пространство тут обрамляют бюстики Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, а смысловое пространство – их же цитаты, только на школьной доске. В истории умопомешательства учителя изящной словесности Передонова главное – это «передоновское» правило, которое уже становится нормой жизни: вести себя так, как будто всё позволено, «в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность».
Когда: 7 и 8 апреля