«Лёгкой доли не проси, коль родился на Руси»

«Князь Серебряный» в Московском театре оперетты

 
Московский театр оперетты выпустил в конце прошлого года премьеру «Князь Серебряный», мюзикл, специально созданный по заказу театра к его 95-летнему юбилею.

Композитора Аркадия Укупника и автора либретто Карена Кавалеряна вдохновил одноименный исторический роман Алексея Константиновича Толстого об эпохе Иоанна Грозного, по мотивам которого было написано оригинальное произведение. Изменив некоторые сюжетные линии, создатели спектакля сохранили основную тему романа, в котором благородство, любовь, вера и служение Отечеству побеждают предательство и бесчинство опричников. Режиссер-постановщик и балетмейстер Валерий Архипов, изучив все исторические материалы, поставил спектакль современно и динамично, с учетом особенностей восприятия сегодняшнего зрителя. Первое, что поражает в спектакле – масштабные декорации. Благодаря замыслу известного художника Вячеслава Окунева, с которым Театр оперетты давно и успешно сотрудничает, зритель переносится то в царские палаты, то в таинственный лес, то на поле брани.

Костюмы персонажей также отличаются роскошью и самобытностью. Даже простой русский сарафан и кокошник прекрасно смотрятся, не говоря уже о кафтанах, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, отороченных мехами и расшитых тесьмой нарядах бояр и царских одежд.
Князь Серебряный (Иван Викулов, Павел Иванов), вернувшись из военного похода, не узнает своего Отечества. Шайка разбойников, прикрываясь именем царя, творит беззаконие у него на глазах. В финале не раз будут звучать рефреном слова: «легкой доли не проси, коль родился на Руси…».

Главному герою открывается страшная правда: на любимой им святой Руси теперь командуют крикливые отморозки с пёсьими головами. Его личные переживания тесно связаны с политической ситуацией в стране. Соперничество в любви к прекрасной боярыне Елене храброго воина Князя Серебряного и опричника Вяземского, готового на всё ради достижения своей цели, – основная тема спектакля. Не обошлось и без причудливого любовного треугольника. Красавица Елена (Алена Голубева, Дарья Январина, Арина Чернышова), пытаясь положить конец настойчивым ухаживаниям Вяземского (Леонид Бахталин, Максим Катырев), выходит замуж за лучшего друга Князя Серебряного – Дружину Морозова (Артем Маковский, Максим Новиков). Из-за этой ситуации Морозов попадает в немилость при дворе. Муж Елены погибает от рук Вяземского, который сначала привозит радостную весть о том, что государь снимает с него опалу, а потом вероломно убивает Морозова. Охваченный любовным недугом, Вяземский превращается здесь в классического оперного злодея, чья жизнь полностью подчинена страстям.

Несмотря на то, что декорации и костюмы завораживают и словно погружают в мир русской сказки, некоторая тревога временами все же возникает у зрителя. Царь Иоанн Грозный (Игорь Балалаев, Владислав Кирюхин) потерял покой и сон, он одержим идеей заговора против него и мечется, как загнанный зверь. Опричники должны помочь ему любой ценой удержать трон. В мюзикле роль Иоанна Грозного приобрела яркую музыкальную характеристику. Образ противоречивого царя очень органично вписывается в музыкальную канву спектакля и становится одним из самых ярких и запоминающихся. По словам Карена Кавалеряна, его особой гордостью является то, что он внес в либретто мистическую линию. В новой трактовке появляются лесная Колдунья (Ольга Белохвостова, Юлия Гончарова) и придворная ворожея Мануйлиха (Елена Сошникова, Марина Торхова). Адепты сверхъестественных сил задействованы в мюзикле весьма активно, их присутствие и роль в развитии сюжета проявляются сильнее, чем в романе. «Одна из них живет в лесу, другая при дворе, и тем не менее между ними существует невербальная связь. Эти две женщины «вращают колёса нашей истории». Считаю, что они ключевые герои, несмотря на то что у нас есть главный герой, героиня и великий царь. Тем не менее эти две женщины являются главными действующими лицами с точки зрения механики чуда», – поясняет Карен Кавалерян. Хитрая Мануйлиха успешно манипулирует царем, а словно сотканная из воздуха Колдунья вершит судьбы всех остальных героев.

Оба образа получились выразительными и музыкально, и артистически. Валерий Архипов нашел очень удачный визуальный и пластический ход: Колдунья появляется в лесу вместе со своей инфернальной свитой. Снующие тут и там очаровательные ведьмочки с огоньками в руках напоминают лесных эльфов. Колдовской лес, умело подсвеченный художником по свету Александром Сиваевым, создает эффект сказочности, фантастической ирреальности.

Мюзикл получился очень зрелищным: видеоконтент, выполненный студией Ula Projects, усиливает эффект, созданный монументальными декорациями; сценический бой, поставленный Алексеем Кулинковичем, вносит в спектакль действие, а танцы и даже трюки вызывают восхищение в зале. Авторы бережно и с любовью воссоздали одно из самых сложных произведений об эпохе правления Иоанна Грозного, привнесли в него веяния современного музыкального театра, при этом сохранили русские традиции. Аркадий Укупник признался, что ему «было невероятно сложно рассказать эту увлекательную историю современным музыкальным языком, используя симфонический оркестр, отыскав ту единственно нужную музыкальную интонацию, которая бы позволила в рамках и традициях русской академической музыки сделать ее доступной для сегодняшнего зрителя и при этом не скатиться в так называемый лубок». Музыкальная палитра спектакля богата и разнообразна: задорная плясовая, загадочная мелодия ворожей, лирический дуэт главных героев и драматически насыщенные, почти оперные арии Иоанна Грозного и Вяземского. Слаженный оркестр под руководством музыкального руководителя спектакля, главного дирижёра театра Константина Хватынца, помогает воплотить замысел композитора.

Финал спектакля в музыкальном прочтении Театра оперетты оставляет светлое впечатление, в отличие от трагического финала романа. И если в классическом произведении судьба Князя Серебряного и Елены трагична, то здесь повествование заканчивается на том моменте, когда два любящих сердца соединяются, а что произойдет с героями в будущем – уже тема для другой постановки.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также