Игорь Оболенский: «Мы любим только то, что хорошо знаем»

 
Писатель, телеведущий, автор документального проекта «Место гения» (канал «Поехали») рассказал «Театралу», как через истории о судьбах знаменитых артистов прошлого заинтересовать молодое поколение театром и кино.

Флоберу принадлежит фраза: «Не касайтесь идолов, на пальцах остается позолота». Это выражение французского писателя любил Михаил Козаков. Красивые слова, но справедливые лишь отчасти. Впрочем, дело, наверное, в степени этого самого касания. Помню, меня удивили слова Армена Джигарханяна о том, что он никогда бы не хотел познакомиться лично со своим любимым Габриэлем Маркесом. «Боитесь разочарования, Армен Борисович?» – спросил я. «Дело не в этом. Я люблю писателя. И то, что он написал, могу прочесть и без личного знакомства. А знать, какое он любит пиво, мне без надобности». Про пиво мудрый Джигарханян заметил точно.

Но знание истории, например, о том, как рождалась великая книга «Сто лет одиночества», наоборот, может побудить эту самую книгу открыть. То же самое могу сказать и про актерские судьбы.


Пример? Пожалуйста! Красавица Валентина Серова. Самый известный фильм с ее участием – это «Сердца четырех». Кто хоть раз не слышал, а то и не напевал сам – «Все стало вокруг голубым и зеленым». Эту песню в фильме как раз и исполняет Серова. В тридцатых-сороковых она была не только звездой кино, но и ведущей актрисой Театра им. Ленинского комсомола. Один юный зритель потом написал, что лишь из нашего фильма узнал, что обозначает аббревиатура «Ленком». У Валентины Васильевны была непростая судьба – и личная, и актерская. В нее был влюблен поэт Константин Симонов, именно Серовой он посвятил великое стихотворение «Жди меня». Когда на канале поддержали мою идею сделать о Валентине Васильевне документальный фильм, я тут же предложил место съемок – закулисье того самого «Ленкома», на сцене которого когда-то блистала актриса. Оказавшись в театре утром, я испытал удивительное чувство обретения какого-то «запретного плода», видя то, что не предназначено обычному зрителю. Шла репетиция, и мы с группой стали свидетелями и волнения артистов, и попыток найти общий язык с режиссером, слышали, как не раз повышался голос постановщика. Но «позолота» на руках не осталась. Равно как не было и ее и после того, как с экрана я рассказал о своей героине, которая была земным человеком со своими талантами и грехами. И дорого для меня было узнать, что кому-то захотелось пересмотреть фильмы с участием Серовой. Записей спектаклей, увы, не сохранилось. Нарочно сейчас назвал именно ее имя, отдавая себе отчет, что Валентина Васильевна совсем не знаменитость первого эшелона.

Еще один мудрец заметил, что мы любим только то, что хорошо знаем. А страшимся, наоборот, неизвестности. Нет нужды знакомить миллионы с историей болезни великого артиста. Но рассказывать о том, каких трудов стоило появление той или иной роли, уверен, стоит. Легендарный спектакль Театра им. Моссовета «Дальше – тишина». В главных ролях Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Не стану «обижать» этих актеров эпитетами, они без надобности, за себя говорят сами имена. О Фаине Георгиевне написаны десятки книг. А сколько афоризмов мы знаем, не только прозвучавших из ее уст, но и приписанных ей! Впрочем, есть и достоверные источники – то, что можно услышать в телевизионных передачах об актрисе.

– Почему вы так часто меняли театры, Фаина Георгиевна? – спросила в интервью театровед Наталья Крымова. – Искала святое искусство, – ответила актриса.
– Нашли?
– Да, в Третьяковской галерее. Притчей во языцех стал непростой характер актрисы, переругавшейся со всеми главными режиссерами, с которыми ее сводила жизнь. Но зато имя Раневской знакомо миллионам. Только один эпизод с ее участием в спектакле «Шторм», где ее спекулянтка то и дело произносит «Шо грыт-те»), в интернете просмотрело больше двух миллионов человек, и это только на одном канале, а их, конечно, больше. И та же история со спектаклем «Дальше – тишина». Работники театра рассказывали, с какими сложностями создавался этот спектакль. Как не хотела выходить на сцену Фаина Георгиевна, какими непростыми были ее отношения с режиссером Анатолием Эфросом. Все детали теперь в прошлом, в буквальном смысле за кулисами. Остался спектакль, и чудо, что есть его телевизионная запись. Впрочем, телеспектаклями не удивишь. Но пересматривать хочется именно этот, с Раневской и Пляттом. Думаю, в том числе и потому, что знаем о них больше.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также