В Московском Губернском театре состоялась премьера «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина.
Повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый», написанная в 1924 году, отсылает нас к событиям Гражданской войны. Сценограф Ольга Галицкая переносит зрителя в реалии того времени без лишнего реквизита и декораций. Многие детали совершенно условны. Но благодаря мультимедийному сопровождению (художник Аня Леонова), удивительно органичному сочетанию света (Павел Бабин) и звука (Матвей Родионов), а также кинематографичной манере режиссёра полностью погружаешься в материал. Перед нами разворачивается эпическое полотно Гражданской войны, на фоне которой происходит история любви.
Она (Ирина Токмакова) – сирота из рыбацкой деревни, необразованная девушка, выговаривающая слова со смешным архангельским говором, оказывается первоклассным стрелком в отряде комиссара Евсюкова. Каждого убитого белого офицера героиня заносит в свой личный снайперский список. Но вдруг «рыбья холера»! (это «фирменное» ругательство главной героини) на сорок первом прицеле её винтовка даёт осечку…
Он (Антон Соколов) – поручик Говоруха-Отрок, интеллигентный, образованный синеглазый красавец, попадает в плен к Евсюкову. В отличие от Марютки, он на войне лишь из чувства долга…
Красных и этого белого офицера разделяют не только политические взгляды. Евсюков не понимает, как Говоруха-Отрок, такой худосочный и бледный, может переносить плен, жару и голод. «Разница культур, – объясняет ему офицер. – У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». «Польщен быть в плену у прекрасной амазонки!» – говорит поручик, становясь на колено перед Марюткой. Девушка его не понимает, но такое обращение для неё и приятно, и непривычно.
Режиссёр Иван Пачин – в большей степени режиссёр детских спектаклей. Очевидно, отсюда идея ввести рассказчика (Алексей Веретин), который «переносит» зрителя от одной сцены к другой, представая то солдатом, то погонщиком верблюдов, то услужливым киргизом. Благодаря инсценировке Фёдора Парасюка, фигура рассказчика не выбивается из общего действия, а органично в него вписывается.
Ирония Бориса Лавренёва передана и в спектакле. Красноармейцы предстают необразованными увальнями – и винтовки из рук у них валятся, и дисциплинка хромает. Главную героиню как-то до смешного жалко – редакторы местных газет катаются по полу, читая её стихи, написанные хоть и шероховато, но от чистого сердца. Зато чистота этого сердца не укрылась от синих глаз пленного поручика.
По иронии судьбы эта смешная, молоденькая мужичка и знатный красавец после шторма оказываются одни на необитаемом острове. Она спасает его от смерти, вылечивая от простуды. Он пересказывает ей сюжеты прочитанных книг. Так тот, кто должен был стать сорок первым в её снайперском списке, стал первой в ее жизни любовью. Но сколько может продлиться это святое чувство?..
«У этих героев нет совместного будущего, – считает Антон Соколов, исполняющий роль Говорухи-Отрока. – Всегда хочется верить, что люди могут договориться, в будущем избежать ссор и продолжить отношения. Но такое бывает только в книгах. В жизни всё не так. И повесть Бориса Лавренёва, и наш спектакль – про жизнь».
Едва вкусив райского блаженства, герои вновь начинают спорить. Ему, кроме покоя, книг и её – любимой Машеньки – ничего не нужно, но она не может оставаться в стороне, пока её братья не победят в этой кровавой войне. И вот зритель XXI века вновь и вновь задается вопросом: мог ли в финале не раздаться этот предательский выстрел? Разве можно было бы в наше время убить любимого из-за убеждений?..
«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае, героям повести намного легче, чем нам, обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».
Хоть повесть Бориса Лавренёва и написана о событиях почти столетней давности, поднятые в ней проблемы актуальны и сейчас. Почему мы не можем понять любимого человека? Ведь каждому из нас так хочется верить, что чувство победит политические взгляды, разницу культуры и образования, и не будет этого сорок первого выстрела…
Повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый», написанная в 1924 году, отсылает нас к событиям Гражданской войны. Сценограф Ольга Галицкая переносит зрителя в реалии того времени без лишнего реквизита и декораций. Многие детали совершенно условны. Но благодаря мультимедийному сопровождению (художник Аня Леонова), удивительно органичному сочетанию света (Павел Бабин) и звука (Матвей Родионов), а также кинематографичной манере режиссёра полностью погружаешься в материал. Перед нами разворачивается эпическое полотно Гражданской войны, на фоне которой происходит история любви.

Он (Антон Соколов) – поручик Говоруха-Отрок, интеллигентный, образованный синеглазый красавец, попадает в плен к Евсюкову. В отличие от Марютки, он на войне лишь из чувства долга…
Красных и этого белого офицера разделяют не только политические взгляды. Евсюков не понимает, как Говоруха-Отрок, такой худосочный и бледный, может переносить плен, жару и голод. «Разница культур, – объясняет ему офицер. – У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». «Польщен быть в плену у прекрасной амазонки!» – говорит поручик, становясь на колено перед Марюткой. Девушка его не понимает, но такое обращение для неё и приятно, и непривычно.

Ирония Бориса Лавренёва передана и в спектакле. Красноармейцы предстают необразованными увальнями – и винтовки из рук у них валятся, и дисциплинка хромает. Главную героиню как-то до смешного жалко – редакторы местных газет катаются по полу, читая её стихи, написанные хоть и шероховато, но от чистого сердца. Зато чистота этого сердца не укрылась от синих глаз пленного поручика.
По иронии судьбы эта смешная, молоденькая мужичка и знатный красавец после шторма оказываются одни на необитаемом острове. Она спасает его от смерти, вылечивая от простуды. Он пересказывает ей сюжеты прочитанных книг. Так тот, кто должен был стать сорок первым в её снайперском списке, стал первой в ее жизни любовью. Но сколько может продлиться это святое чувство?..
«У этих героев нет совместного будущего, – считает Антон Соколов, исполняющий роль Говорухи-Отрока. – Всегда хочется верить, что люди могут договориться, в будущем избежать ссор и продолжить отношения. Но такое бывает только в книгах. В жизни всё не так. И повесть Бориса Лавренёва, и наш спектакль – про жизнь».
Едва вкусив райского блаженства, герои вновь начинают спорить. Ему, кроме покоя, книг и её – любимой Машеньки – ничего не нужно, но она не может оставаться в стороне, пока её братья не победят в этой кровавой войне. И вот зритель XXI века вновь и вновь задается вопросом: мог ли в финале не раздаться этот предательский выстрел? Разве можно было бы в наше время убить любимого из-за убеждений?..
«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае, героям повести намного легче, чем нам, обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».
Хоть повесть Бориса Лавренёва и написана о событиях почти столетней давности, поднятые в ней проблемы актуальны и сейчас. Почему мы не можем понять любимого человека? Ведь каждому из нас так хочется верить, что чувство победит политические взгляды, разницу культуры и образования, и не будет этого сорок первого выстрела…