Любви все покорны – и белые, и красные

Премьера «Сорок первый» в Губернском театре

 
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Сорок первый» в постановке Ивана Пачина. 

Повесть Бориса Лавренёва «Сорок первый», написанная в 1924 году, отсылает нас к событиям Гражданской войны. Сценограф Ольга Галицкая переносит зрителя в реалии того времени без лишнего реквизита и декораций. Многие детали совершенно условны. Но благодаря мультимедийному сопровождению (художник Аня Леонова), удивительно органичному сочетанию света (Павел Бабин) и звука (Матвей Родионов), а также кинематографичной манере режиссёра полностью погружаешься в материал. Перед нами разворачивается эпическое полотно Гражданской войны, на фоне которой происходит история любви.

Она (Ирина Токмакова) – сирота из рыбацкой деревни, необразованная девушка, выговаривающая слова со смешным архангельским говором, оказывается первоклассным стрелком в отряде комиссара Евсюкова. Каждого убитого белого офицера героиня заносит в свой личный снайперский список. Но вдруг «рыбья холера»! (это «фирменное» ругательство главной героини) на сорок первом прицеле её винтовка даёт осечку…

Он (Антон Соколов) – поручик Говоруха-Отрок, интеллигентный, образованный синеглазый красавец, попадает в плен к Евсюкову. В отличие от Марютки, он на войне лишь из чувства долга…

Красных и этого белого офицера разделяют не только политические взгляды. Евсюков не понимает, как Говоруха-Отрок, такой худосочный и бледный, может переносить плен, жару и голод. «Разница культур, – объясняет ему офицер. – У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом». «Польщен быть в плену у прекрасной амазонки!» – говорит поручик, становясь на колено перед Марюткой. Девушка его не понимает, но такое обращение для неё и приятно, и непривычно.

Режиссёр Иван Пачин – в большей степени режиссёр детских спектаклей. Очевидно, отсюда идея ввести рассказчика (Алексей Веретин), который «переносит» зрителя от одной сцены к другой, представая то солдатом, то погонщиком верблюдов, то услужливым киргизом. Благодаря инсценировке Фёдора Парасюка, фигура рассказчика не выбивается из общего действия, а органично в него вписывается.

Ирония Бориса Лавренёва передана и в спектакле. Красноармейцы предстают необразованными увальнями – и винтовки из рук у них валятся, и дисциплинка хромает. Главную героиню как-то до смешного жалко – редакторы местных газет катаются по полу, читая её стихи, написанные хоть и шероховато, но от чистого сердца. Зато чистота этого сердца не укрылась от синих глаз пленного поручика.

По иронии судьбы эта смешная, молоденькая мужичка и знатный красавец после шторма оказываются одни на необитаемом острове. Она спасает его от смерти, вылечивая от простуды. Он пересказывает ей сюжеты прочитанных книг. Так тот, кто должен был стать сорок первым в её снайперском списке, стал первой в ее жизни любовью. Но сколько может продлиться это святое чувство?..

«У этих героев нет совместного будущего, – считает Антон Соколов, исполняющий роль Говорухи-Отрока. – Всегда хочется верить, что люди могут договориться, в будущем избежать ссор и продолжить отношения. Но такое бывает только в книгах. В жизни всё не так. И повесть Бориса Лавренёва, и наш спектакль – про жизнь».

Едва вкусив райского блаженства, герои вновь начинают спорить. Ему, кроме покоя, книг и её – любимой Машеньки – ничего не нужно, но она не может оставаться в стороне, пока её братья не победят в этой кровавой войне. И вот зритель XXI века вновь и вновь задается вопросом: мог ли в финале не раздаться этот предательский выстрел? Разве можно было бы в наше время убить любимого из-за убеждений?..

«По слухам, у Бориса Лавренёва был другой финал, где Марютка отпускает поручика. Но автору позвонили и попросили переписать концовку, – рассказывает Иван Пачин. – В любом случае, героям повести намного легче, чем нам, обычным людям. За них всё решает писатель, а мы должны делать выбор самостоятельно. Мог ли финал быть иным? В зарубежной традиции – возможно, а в русской – нет, потому что нашему зрителю нужно пережить потрясение на сцене, ощутить страдание и боль другого человека, чтобы не допустить подобных ошибок в жизни».

Хоть повесть Бориса Лавренёва и написана о событиях почти столетней давности, поднятые в ней проблемы актуальны и сейчас. Почему мы не можем понять любимого человека? Ведь каждому из нас так хочется верить, что чувство победит политические взгляды, разницу культуры и образования, и не будет этого сорок первого выстрела…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Ушел из жизни Илья Кабаков

    В возрасте 89 лет умер художник-концептуалист Илья Кабаков. Об этом сообщил Фонд Ильи и Эмилии Кабаковых. Публичная поминальная служба состоится через несколько недель. Причина смерти не уточняется. «С глубокой скорбью мы сообщаем о кончине Ильи Кабакова, великого художника, философа, любимого мужа, драгоценного отца и обожаемого дедушки. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
  • Григорий Михнов-Вайтенко: «Все равно люди находят возможность творить»

    Российский религиозный и общественный деятель, епископ Апостольской православной церкви Григорий МИХНОВ-ВАЙТЕНКО высказал «Театралу» свое мнение об этических принципах, которые должны быть в основе государства, о разрыве между декларируемым и реальным состоянием общества и о необходимости духовного развития. ...
  • На Симоновской сцене увековечили Вячеслава Шалевича

    Сегодня, 26 мая, на Симоновской сцене Театра Вахтангова открыли бюст народного артиста, лауреата Государственной премии России Вячеслава Шалевича. В вахтанговскую труппу он был принят сразу после Щукинского училища, в один день с Лановым и Ливановым, посвятил Театру Вахтангова всю свою творческую жизнь и параллельно 15 лет руководил Театром им. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Ольга Егошина: «Не надо разрушать храмы и театры – аукнется!»

    Когда меня спрашивали о моем отношении к МДТ, я обычно цитировала фразу Горького о его отношении к Художественному театру: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. ...
  • Театральные деятели поручились за Женю Беркович

    Артисты, художественные руководители театров, руководители благотворительных фондов и журналисты подписали личные поручительства за режиссерку Женю Беркович, дело об оправдании терроризма которой сегодня рассматривает Замоскворецкий суд Москвы. ...
Читайте также