Сезон утраченной любви

 
В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. К актеру. К мастеру. Напоминаем и сегодня. Прием заявок скоро будет завершен. Не упустите шанс выразить свою признательность тем, кто вам дорог на театральной сцене. Но не буду скрывать – напоминаю с горечью в душе. Ведь было бы странно делать вид, что в театральной жизни страны по-прежнему все беспечно и возвышенно, что основные волнения и переживания связаны исключительно с премьерами и успешными постановками, которых по-прежнему немало. Что театр, как и всегда, купается в зрительской любви, щедро отвечая взаимностью. Очень хотелось бы, чтобы так оно и было. Но реальность куда печальнее. В уходящем сезоне значительно больше говорят не об удачных премьерах, а об очередных отменах спектаклей, увольнениях актеров и режиссеров, о запрете неугодных имен. А главным триггером уходящего сезона стал его ничтожество донос.

Зрительская любовь, которая казалась вечной и незыблемой, которая, как думалось, опекает и сохраняет театр от любых напастей, на деле в трудные наши времена дрогнула и отступила. Отступила перед натиском серой и злобной моли, выползшей вдруг из каких-то мутных чуланов и налетевшей на известные имена, на успешные спектакли, на прославленные театры. Эта моль преимущественно анонимна, как и всякая мелкая нечисть, которая существует исключительно за счет чужих талантов, паразитируя на них. В нормальные времена на подобные извращения природы никто бы и внимания не обратил, оставив это на долю психиатров. Но мы теперь живем во времена глобальных потрясений и тектонических сдвигов, когда правила приличия и нравственные нормы подвергаются немыслимым ранее испытаниям. Когда черное с легкостью объявляется белым, а добро становится наказуемым в угоду злу.

Сегодня правят бал анонимы и доносчики. По опрометчивой воле властей этой всеразъедающей моли дан зеленый свет. И многочисленные силовые структуры с небывалой ранее легкостью идут у нее на поводу. К ответу призывают не анонимов, не сомнительных личностей, которые ничем достойным в своей жизни не отмечены: к ответу призывают художника. И театр. Попытки высокого руководства (как это делала Валентина Матвиенко) предостеречь от «охоты на ведьм» или признание доносов отвратительным явлением (как говорил Дмитрий Песков) уже не могли остановить джина, выпущенного из бутылки. Печальных тому примеров за минувший сезон такое количество, что все уже и не упомнишь. Из самых недавних и громких – непродление контракта с одним из лучших режиссеров страны, художественным руководителем БДТ Андреем Могучим, спектакли которого не раз становились настоящим событием в театральной жизни.

Или арест режиссера Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук за спектакль «Финист Ясный сокол», в котором доносчики усмотрели оправдание терроризма, а правоохранительная и судебная системы к доносчикам угодливо прислушались. И сделали это, притом что спектакль отмечен высшими театральными наградами, признан критиками не только достойным художественным творением, но и чрезвычайно убедительным произведением, разоблачающим коварную сущность поборников террора. Мало того, даже руководство ФСИН еще недавно приглашало этот спектакль для показа в колониях в просветительских и воспитательных целях – чтобы продемонстрировать заключенным наглядный урок антитеррора. Но теперь силовикам почему-то нет дела до всех этих признаний. Мнение сомнительных личностей стало для них более убедительным, чем оценки театральной общественности и десятков тысяч человек, открыто подписавших обращение в поддержку режиссера и драматурга.

Не менее абсурдная ситуация сложилась и с МДТ-Театром Европы, который внезапно опечатали и закрыли службы Роспотребнадзора. Предлог для такого решения выглядит настолько формальным и надуманным, что его даже сложно комментировать. Но факт остается фактом – из-за каких-то мелких и незначительных нарушений, которые легко устранимы, остановлена работа одного из ведущих и чрезвычайно успешных театров страны, сорваны запланированные показы, прославленный коллектив выбит из творческого ритма, а тысячи зрителей оставлены без спектаклей.

О том, какой урон от подобных действий наносится отечественной культуре, какой финансовый ущерб потерпит российский театр и бюджет – никто, похоже, и не задумывается. Во главе угла не здравый смысл, а чья-то мутная анонимная воля.

За все последние времена расцвета разрушительных доносов лишь однажды была предпринята достойная попытка привлечь к судебной ответственности ничтожных стукачей – Данила Козловский попытался вызвать доносчика к судебному барьеру. Но иск остался без рассмотрения. Суд отказался заниматься этим делом. И стукач ушел от ответа. А миллионы поклонников актера так и не поддержали своего кумира в попытке отстоять свое имя в честном и открытом судебном разбирательстве.

Бескорыстная зрительская любовь отступает перед натиском все разъедающей моли. Театр остается один на один с этой серой и зачастую безымянной массой, которой нет дела до того, что сегодня театральные стены остаются едва ли не единственным прибежищем добра и мудрости. Моль наступает. Зритель молчит. И театр становится все более беззащитным. Все более уязвимым. И отчаянно одиноким в этот сезон утраченной любви.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • В Театре сатиры представили «Ивана Васильевича»

    Театр сатиры открыл 100-й сезон масштабной премьерой – 29 и 30 сентября на исторической сцене представили комедию «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова, убежденного, что «Булгакова нельзя расшифровывать исключительно в бытовом контексте». ...
  • Марина Брусникина: «Мы все время – в поиске новых проектов»

    Театр «Практика» начал сезон не на гостевой площадке, а, наконец, на своей, где два года шел ремонт. Побывали в обновленном пространстве (прогулка по закулисью – в следующем номере «Театрала») и узнали у Марины Брусникиной, как сверстались планы на предстоящий год. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • В столице встретятся с основателем русского театра STEPS в США

    2 октября в 14:00 в Москве состоится пресс-конференция режиссера и драматурга, создателя театра STEPS в Нью-Йорке Славы Степнова. Встреча пройдет при поддержке Международного фестиваля «Мир русского театра», участником которого не раз был его коллектив. ...
Читайте также