
Читатели «Театрала» уже, вероятно, привыкли к тому, что из номера в номер наш журнал на протяжении многих месяцев внимательно следил за этой удивительной историей, шаг за шагом описывая хронику ее развития.
Еще несколько лет назад даже самые безнадежные оптимисты вряд ли могли поверить в то, что старинное ветхое здание, в котором более века назад родился и жил Евгений Вахтангов, имеет хоть малейший шанс стать настоящим украшением современного Владикавказа. Но в этот шанс поверили вахтанговцы, приехавшие сюда из Москвы на гастроли, а за реализацию мечты взялся их директор Кирилл Крок. С этого момента в успехе уже можно было не сомневаться. По крайней мере, тем, кто знает Крока и его команду. Тем не менее, сомневались многие. Уж очень необычной для нашего насквозь прагматичного времени была сама идея – создать на Кавказе культурный центр федерального уровня без привлечения бюджетных средств, без распилов и без откатов. В этом чуялся какой-то скрытый подвох, какой-то тайный расчет. Вахтанговская инициатива казалась скептикам тем более подозрительной, что в стране в это же время набирала обороты кампания театральной (и не только) оптимизации: слияний, поглощений, сокращений, закрытий и отмен. Но Театр Вахтангова пошел другим путем и не ошибся. Кириллу Кроку удалось убедить федеральных чиновников и руководство Северной Осетии в том, что вахтанговцы сумеют претворить красивую идею в реальность. Что не пожалеют ни сил, ни времени, ни средств. Более двухсот миллионов рублей, заработанных театром спектаклями и гастролями, они решили вложить в восстановление Дома Вахтангова. В создание здесь музея, культурного центра, своего вахтанговского филиала, куда смогут приезжать с мастер-классами и спектаклями лучшие актеры и режиссеры театра.
Проект стал общим и объединяющим делом буквально для всех вахтанговцев. К процессу восстановления Дома подключились самые разные службы театра. Для реставрации и строительства привлекли лучших мастеров и специалистов. А Кирилл Крок стал летать во Владикавказ, как на работу – с неустанной регулярностью и с неизменной дотошностью. Ничто не сумело помешать претворению этой мечты в жизнь, хотя испытания наваливались одно страшнее другого. Вначале пандемия с ее ограничениями, изоляциями и потерями. Затем трагические события на земле Украины с уже другими потерями, санкциями и ограничениями... Мир буквально перевернулся, пронзив нашу жизнь тревогами, страхом и нетерпимостью. На глазах стали рушиться судьбы и надежды. В таких условиях, казалось бы, уже не до прежних мечтаний. Но вахтанговцы не опустили рук. Не остановились. Не пали духом. С каждым месяцем, неделей, днем они приближали этот праздник – возрождение и открытие Дома Вахтангова. Каждый участник процесса – строитель, реставратор, художник, дизайнер, осветитель, звукоинженер, техник, монтажник, охранник, администратор... – десятки мастеров и специалистов продолжали делать все, чтобы мечта стала явью. Чтобы на нашей земле появился еще один светлый огонек, привлекающий усталых странников. Еще один теплый Дом, согревающий радушием, талантом, добром. А это сегодня, быть может, самое ценное в нашей девальвированной жизни.
В прошлые беспечные времена мне доводилось принимать участие в международных экспедициях «Кэмел Трофи» – изнурительных гонках по вызывающему бездорожью. Пройти тяжелые испытания, сохранив машины и нормальные отношения в экипаже, удавалось не всем. Но те, кто добирался до финиша, получали самую главную и важную награду, о которой мечталось всю дорогу – пока плечом к плечу преодолевали преграды, прокладывали путь, вытаскивали на руках внедорожники из болот, рискуя, помогали друг другу. Это был не денежный приз, не золотая медаль и не красочный диплом. Доехавшим вручалась простая медная табличка, на которой были выгравированы три простых, казалось бы, слова. Но как много в них важнейшего для жизни смысла – «Ты сделал это!»
Сегодня, образно, такую табличку можно было бы вручить Кириллу Кроку и каждому участнику его команды. Они сделали это! Дом Вахтангова сквозь столетие открывает свои двери всем, чтобы дарить добро. Мир вашему Дому!