Канны-2023: главные события кинофестиваля

Фильмы-призеры Каннского кинофестиваля

 
О главных событиях Каннского кинофестиваля «Театрал» уже писал. В сегодняшней подборке – еще три картины, некоторые из них выйдут в российский прокат. В отличие от фильмов, которыми наполнены сейчас российские кинотеатры, эти точно стоит посмотреть.

ПРИЗ ЗА ЛУЧШУЮ РЕЖИССУРУ

«РАГУ ДОДЕНА БУФФАНА» (она же «Страсть Додена Буффана») вьетнамца Чан Ань Хунга. Фильм, на который нельзя ходить голодным, потому что 2 часа 20 минут вы будете наблюдать на экране подробный процесс приготовления, поедания и обсуждения пищи. Мясо, овощи, соусы, приправы, десерты – всё это варится, жарится, запекается, дымится и пахнет на весь зал. То есть запах вам, конечно, чудится, но отделаться от него невозможно. 

Этот фильм – экранизация французского романа «Жизнь и страсть Додена Буффана, гурмана». Главные действующие лица — повар Буффан (почти неузнаваемый Бенуа Мажимель) и его помощница Эжени (восхитительно выглядящая и восхитительная по сути Жюльет Бинош). Буффан влюблен в Эжени, но она отказывается выходить за него замуж.

Сюжета у фильма почти нет: Буффан заглядывается на Эжени, они иногда разговаривают про еду, а иногда про чувства, иногда экзаменуют юную ученицу по поводу ингредиентов разных блюд, а все остальное время они готовят. Сюжет, диалоги, интрига, завязка-кульминация-развязка, - всё уходит на второй план перед изображением. Наверное, никто еще не снимал так подробно, тонко и вкусно французскую кухню. Не пытайтесь это повторить – тут работали высокие профессионалы. Кстати, консультантом фильма по части меню выступал известнейший французский шеф-повар Пьер Ганьер. Под его закадровым руководством Буффан изобретает на экране кулинарные шедевры, а Эжени их воплощает руками. Возможно, она даже более одаренная, чем он. И она хочет оставаться независимой. Несмотря на то, что на дворе XIX век, слово «феминизм» еще не изобрели и, несмотря на то, что все гости дома Буффана в восхищении от Эжени и признают её необычайный талант, ей не позволено сидеть за одним столом с мужчинами.  Но феминизм у неё внутри, независимость – её выбор. Бинош и Мажимель когда-то были в отношениях, у них есть общая дочь, и это добавляет подлинности их отношениями на экране. Неизвестно, любят ли они готовить, но страсть их героев к приготовлению пищи – это история про создание, творение, про искусство.

«Рагу Додена Буффана», лишённое какой-либо социальной проблематики и актуальной повестки, пришлось по вкусу большинству каннской публики, и если бы решение о призах принималось бы общим голосованием всех участников фестиваля, то не исключено, что именно этот фильм стал бы победителем.

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Японский актёр Кодзи Якусё из фильма Вима Вендерса «ПРЕКРАСНЫЕ ДНИ», получившего также приз экуменического жюри, хотя в нем нет никакой религиозной проблематики. Этот фильм о том, что можно быть счастливым даже, если ты моешь туалеты.

Главный герой фильма – Хираяма, ему за 40, он живет один в скромной квартире и работает мойщиком знаменитых токийских хай-тек туалетов – тех самых, где с вами разговаривают унитазы и где чисто, как в операционной.  Когда ближе к финалу Хираяма встретится со своей сестрой, которая приедет на дорогой машине и надменно спросит его: «Ты действительно работаешь мойщиком туалеров?», он спокойно ответит – «да».  Да, эта работа не вызывает в нём ни брезгливости, ни комплекса неполноценности, он не чувствует себя лузером, он просто приносит пользу обществу, эти туалеты – часть культуры Японии, и Хираяма служит этой культуре. Как-то раз он найдет в туалете за зеркалом сложенную бумажку, а в ней – начатую партию в крестики-нолики. Хираяма поставит в клеточку свой нолик и вернет бумажку за зеркало.  Через день он найдет новый крестик и продолжит партию. А в финале получит «спасибо». Ну прекрасно же…

Однажды, когда девушка чмокнет его в щечку, он будет сидеть на полу, улыбаться и в его голове будет звучать песня «Perfect day» Лу Рида.  В фильме вообще много музыки, герой случает её, читает книги, фотографирует деревья. Он не страдает от одиночества, он живёт с пользой для себя и для других.

Однажды его размеренное существование прервет племянница, сбежавшая из дома. Они станут жить вместе, и он незаметно для себя поделится с ней той невероятной любовью к жизни, которая живёт внутри него. Это большое человеческое счастье – любить жизнь и чувствовать себя полезным. С точки зрения актерского мастерства Кодзи Якусё  - чистейшей прелести чистейший образец. Кажется, он не делает ничего особенного, но на самом деле делает всё.

Для 77-летнего Вендерса, который не смотря на возраст, продолжает оставаться иконой стиля, этот фильм чрезмерно сентиментальный, но в этом и суть его обаяния.  Вы смотрите на экран и невольно улыбаетесь – жизнь прекрасна, даже если сложна. И очень хочется поехать в Японию.

Фильм выйдет в российский прокат, дата пока неизвестна.

БЕЗ НАГРАД

«МАЙ, ДЕКАБРЬ» – фильм американского режиссера Тода Хейнса («Влади от рая», «Кэрол», «Меня там нет») с его любимой актрисой Джулианной Мур и замечательной Натали Портман, сыгравшей едва ли не свою лучшую роль на сегодняшний день.

Грейси (Джулианна Мур) было 36, когда она переспала с 13-летним одноклассником своего сына и забеременела от него.  За совращение малолетнего она отсидела в тюрьме, а после – вышла замуж за юного любовника, который к тому моменту дорос до возраста согласия.  Из них вышла благополучная семья с множеством детей и уютным домом, но, разумеется, со скелетами в шкафу и непроработанными травмами.  Однажды в их жизни появляется актриса Элизабет Берри.  Продюсеры решили, что история Грейси – хорошая основа для кино, и теперь Элизабет предстоит сыграть Грейси, а для этого надо познакомиться, понять, погрузиться, найти, как говорится, зерно роли.  И вот Элизабет проводит время с семьей Грейси, а также знакомится с её бывшими мужьями, детьми, друзьями. Погружаясь всё глубже, актриса выстраивает объемный портрет героини, а также её молодого мужа, и понимает, что между ними не все так благостно и уж слишком много непроговоренного.

«Май – декабрь» – это британская идиома, означающая большую разницу в возрасте между партнерами.  Из романтической истории про «любви все возрасты покорны», которую киношники хотят рассказать в будущем фильме, Элизабет вскрывает драму мезальянса.  Входя в роль, Элизабет постепенно превращается в Грейс внешне, и в какой-то момент начинает казаться, что две актрисы, совершенно непохожие друг на друга, становятся одним лицом, а после Элизабет идет дальше, игнорируя и профессиональную и общечеловеческую этику и сама подливает масла в огонь, фактически становясь человеком, повернувшим ключ в замке давно запертой двери.

Наверное, сниматься у Тодда Хейнса – это большое счастье для актрис. Режиссер великолепно работает с женскими образами, любуется ими, влюбляет зрителя в них. Несмотря на то, что на экране мы наблюдаем схватку двух змей, это завораживающее зрелище и завораживающая история, которая по жанру – драма, а по уровню напряжения – триллер.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • В Театре сатиры представили «Ивана Васильевича»

    Театр сатиры открыл 100-й сезон масштабной премьерой – 29 и 30 сентября на исторической сцене представили комедию «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова, убежденного, что «Булгакова нельзя расшифровывать исключительно в бытовом контексте». ...
  • Марина Брусникина: «Мы все время – в поиске новых проектов»

    Театр «Практика» начал сезон не на гостевой площадке, а, наконец, на своей, где два года шел ремонт. Побывали в обновленном пространстве (прогулка по закулисью – в следующем номере «Театрала») и узнали у Марины Брусникиной, как сверстались планы на предстоящий год. ...
  • Премьера «Занавес» в МХТ им. Чехова: фоторепортаж

    МХТ им. Чехова выпустил первую премьеру сезона. «Занавес» Юрия Квятковского, собраннный из разговоров с актрисами и работницами Художественного театра, от администратора до прачки, которая изучила историю вопроса и знает, как никто, почему МХТ – это место силы. ...
  • В столице встретятся с основателем русского театра STEPS в США

    2 октября в 14:00 в Москве состоится пресс-конференция режиссера и драматурга, создателя театра STEPS в Нью-Йорке Славы Степнова. Встреча пройдет при поддержке Международного фестиваля «Мир русского театра», участником которого не раз был его коллектив. ...
Читайте также