Мы выбираем. Нас выбирают...

Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок – о том, выбираем ли мы судьбу, или она нас…

 
Сегодня, дорогой читатель «Театрала», хочу вовлечь тебя в увлекательный диспут. Уверен, что, взглянув на свою жизнь под иным углом, и ты сможешь увидеть удивительные совпадения. Я же поведаю о наших, вахтанговских. Два месяца минуло с тех пор, как открыли мы после реконструкции Дом Евгения Вахтангова на его родине во Владикавказе. А всё большое, как известно, видится на расстоянии…

В 2016 году в амфитеатре в Эпидавре (Греция) состоялась вахтанговская премьера Римаса Туминаса «Царь Эдип» по пьесе Софокла. Наши предшественники верили, что человеком управляет судьба, и ещё до рождения на небесах уготовлен сценарий для каждой души. С Эдипом, как вы знаете, судьба сыграла злую шутку, но в то же время он сделал сознательный выбор докопаться до правды своего происхождения, а после – покарать себя за отцеубийство. Так что же есть человек: свободомыслящее создание, способное самостоятельно управлять жизнью и принимать решения, или проводник высших идей и смыслов, которому лишь кажется, что всё, что он делает – есть его мысль и воля? А может правда где-то посредине?..

Перенесёмся в конец 19 века во Владикавказ в семью крупного табачного фабриканта Багратиона Вахтангова, где 13 февраля 1883 года появился на свет его первенец Евгений. Отец готовил сына к продолжению своего дела. Евгений мог прислушаться к его советам, окончить Рижский политехнический или Московский университеты, стать инженером, юристом, славным табачным фабрикантом… И, уверен, принести много пользы человеку на любом из этих поприщ. Однако в нём горела святая вера в то, что его призвание – театр. Своему учителю Леопольду Сулержицкому Вахтангов писал:

«…Если я оставил всё, что могло бы составить моё земное благополучие; если я ушёл из семьи; если я ушёл из университета, когда оставался только один экзамен, чтобы его окончить; если я решился почти на полуголодное существование (так, как было в начале года), то, значит, в душе моей есть наличность святого отношения к тому, ради чего я всё это сделал».

Сделал ли он это сознательно? Определённо – да!

Идём дальше. В начале 1921 года ученик Вахтангова Юрий Завадский показывает ему подготовительную работу с артистами по пьесе Шиллера «Принцесса Турандот».

Евгений Богратионович отказывается от материала, говоря:

— Ну кому сейчас какое дело до того, что одна дура не хочет выходить замуж?..

Он понимает, что всерьез играть сейчас эту историю нельзя. Напомню, это был послереволюционный период, когда страна находилась в упадке. Спустя год Вахтангов вновь возвращается к «Принцессе Турандот», но берёт не шиллеровскую, а первоисточник - легковесную и ироничную сказку о китайской принцессе за авторством Карло Гоцци. Будучи сам смертельно больным и видя, как тяжело приходится простому человеку, столкнувшемуся с послереволюционными реалиями, он вдруг очень чётко понимает, что сегодня нужно: дать человеку право на надежду, зажечь любовь и свет в душах, провозгласить гимн жизни. И это всё его «Принцесса Турандот»!  Холодный, неотапливаемый особняк Берга на Арбате, голодные зрители, кутающиеся в шубы и платки, а на сцене – такие же голодные артисты, но в вечерних платьях и смокингах, блистательно разыгрывающие сказку о непокорной принцессе.

И здесь я хочу задаться вот какими вопросами: если бы не трудное детство и напоминание его устремлений со стороны отца, если бы не смертельная болезнь, настигшая Вахтангова в столь раннем возрасте и не революция, ощутил бы он столь ярко и глубоко, как прекрасна жизнь даже со всеми её тяготами?! Мог бы так остро чувствовать боль и чаяния чужого человека, как свою собственную?.. Явилось бы миру в итоге его чудо под название «Принцесса Турандот», спектакль, в котором режиссёр открыл новое театральное направление – «Фантастический реализм»? Ответов мы не узнаем.

Зато сегодня, спустя больше века со дня смерти режиссёра, становится очевидным, что проживи Вахтангов дольше, его, скорее всего, постигла бы участь коллег: эмигрировать как Михаил Чехов, быть убитым как Мейерхольд, или сойти с ума, как Таиров. Его творчество абсолютно не вписывалось в новые реалии зарождающейся советской власти. А значит, и Театра Вахтангова как такового вполне могло бы и не быть на театральной карте России. Но Вахтангов «обхитрил» всех: его спектакль объединил зрителя в трудный момент, подарил людям праздник и надежду. Его смерть объединила учеников, сохранила театр. И если Вахтангов сознательно выбрал профессию, отказавшись от благ, пройдя множество испытаний, то не судьба ли решила преподнести ему такой исход, дабы сохранить и приумножить для потомков дары (Читай – таланты), которыми оно наградила Вахтангова?

Вернёмся в наши дни. 30 апреля 2023 года мы открыли после реконструкции Дом Вахтангова на его родине во Владикавказе. Дом этот многократного мог исчезнуть с карты города. В 1983 году его чудом спасла народная артистка СССР Юлия Борисова, которая на гастролях вахтанговцев во Владикавказе, узнав о том, что его будут сносить, просто умоляла со сцены местных чиновников сохранить здание. Прислушались. Сохранили.

40 лет вахтанговцы ломали голову над тем, как вернуть Вахтангову его Дом и спасти от разрушения. Но только в преддверии 100-летия Театра Вахтангова нам удалось это сделать. И вот о чём, в связи с этим я думаю сейчас…

Ведь Дом этот мог вполне пойти под ковш в перестроченный период, или его мог выкупить бизнесмен и сделать там торговые помещения. Или жильцы коммунальных квартир, (долгие годы дом из себя представлял коммуналку) отказались бы наотрез продать нам свою жилплощадь. Да всё, что угодно могло бы произойти, но случилось то, что случилось…

Почти три года реконструкции. Масса сложностей – пандемия, отдаленность проекта от Москвы, смена власти в регионе, начало Специальной военной операции, санкции, невозможность закупить необходимое оборудование… Будто что-то всё время отдвигало окончание работ.

Поначалу СВО разделила страну надвое, внесла хаус, сомнения и тревогу в души людей, во многих театральных коллективах наметился раскол. Вахтанговцы же тем временем были крепко объединены целью завершить начатое и вернуть нашему основателю Дом. Никакие внешние ветра не поколебали нашей решимости и веры в то, что мы делаем важное дело. И лишь на концерте во Владикавказе в честь открытия Дома, где на площади собралось более 6 тысяч зрителей, я вдруг увидел, что именно происходит.

Как и 100 лет назад в самый непростой для страны момент вахтанговцы вновь несли праздник, объединяли людей вокруг истории театра, а как следствие и общей истории страны. Дарили надежду и свет, поддерживали, показывая, что когда мы едины, то можем преодолеть любые сложности.

Напомню, Дом мог просто исчезнуть. Но сохранился. Или мы восстановили бы его раньше, как и планировали – к 100-летию театра. Но он открыл свои двери тогда, когда это было особенно нужно людям, и так как должно. И вот что в связи с этим интересно: это мы вернули Вахтангову Дом, или судьбе было так угодно? А, быть, может, правда где-то посередине…


Поделиться в социальных сетях:



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

Читайте также