1993
Новый долгожданный фильм Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Обитель», «В Кейптаунском порту») про сложный и неоднозначный исторический период молодой России.
Девяностые стали модной темой в современном молодом кинематографе еще со времен «Быка» или «Тесноты», 20-летние актрисы весело щебетали про классный стиль 90-х с их косухами, варенками и рукавами «летучая мышь». Но Велединский – режиссер из того поколения, кто застал 1993-й уже в сознательном возрасте, прожил это время сам, много помнит и чувствует собственной кожей. Конфликт первого Президента с собственным Парламентом, роспуск Верховного совета, штурм телецентра «Останкино», расстрел Белого дома, множество жертв среди простых граждан, многие из которых погибли случайно, от шальных пуль.
Об истории большой страны Велединский рассказывает на премьере маленькой семьи. Главный герой – Виктор Брянцев (без преувеличения великая роль Евгения Цыганова) без пяти минут академик космической отрасли, который оставил отпечаток своего пальца на луноходе. Но это в прошлой жизни, а теперь он, по словам его дочери-подростка, работает черепашкой-ниндзя, то есть живет в канализации, укладывая трубы неподалеку от Белого дома. «Тут система к капитальном ремонте нуждается», – говорит Витек начальнику, который уже два месяца не платит. – «Вся страна в капитальном ремонте нуждается», – отвечает тот. У Вити есть жена Лена (Екатерина Вилкова), которая работает в диспетчерской, но хочет открыть свой бизнес и в результате открывает – ларек по продаже гробов. Живут они на даче, потому что обменяли свою московскую квартиру на натуральное хозяйство с козой и чесноком на участке («все будут голодать, а у нас – всё своё»). И жена, и дочь к Вите относятся без пиетета, а он всего лишь старается и мечтает, чтобы его семья «прошла данный исторический период максимально безболезненно и приспособилась в новым реалиям». Но сосед-коммерс Янс (Александр Робак), пригласив Витька обмыть новенький автомобиль, говорит ему, что «если ты не интересуешься политикой, политика начнет интересоваться тобой». Так и получается. И гуманист Витек оказывается среди защитников Белого дома и свидетелем штурма Останкино. На его глазах гибнут люди, и он сам однажды даст волю чувствам, выразив свое отношение к власти с помощью огнестрела.
Снимая «1993», несложно было скатиться в одну из конфликтующих сторон (в фильме не раз звучит вопрос «ты за белых или за красных?»). Вернее, учитывая личность автора романа-первоисточника Сергея Шаргунова, был высок риск, что фильм окажется антиельцинским, осуждающим то время и объясняющим, что оно и есть причина всего сегодняшнего ужаса. Но нет, Велединский очень аккуратно прошел по тонкому льду, взяв из романа только сюжетную канву, и написав портрет времени не красно-белым, а пёстрым и довольно тёплым. Режиссер не дает ответов, о том, кто там был прав или виноват, мы не узнаем, за кого он сам, он просто показывает время и людей в нем – чем они жили, какую музыку слушали, какие напитки пили, во что одевались. «НОМ», «Ноль», Янка Дягилева, «Монгол Шуудан», Борис Гребенщиков – это время было очень музыкальным, оно звучало и звенело, высказывалось в «Будке гласности» и горлопанило «А в моей стране бардак». А еще к нам приезжал Майкл Джексон, который тоже герой этого фильма.
Снять кино о событии, по поводу которого в обществе до сих пор нет единой точки зрения, и снять его тонко и умно – это не просто талант, это – поступок. «Я за народ и за справедливость» - говорит Витек в споре про белых и красных. Велединский тоже за народ, независимо от того, под какими знаменами он тогда выступал. Жалко всех.
ВЕЛИКАЯ ИРОНИЯ
50й, юбилейный, фильм великого и прекрасного Вуди Аллена, трагикомедия про адюльтер, своеобразный привет «Анне Карениной», только без поезда и суицида. Фильм участвовал в программе Венецианского кинофестиваля, где 87-летний Вуди Аллен представлял его лично.
Пострадавший от #metoo Аллен давно релоцировался в Европу, сначала снял кино в Британии, потом в Испании, а теперь во Франции. Когда-то он уже снимал здесь «Полночь в Париже», но там его герои были американскими туристами, а теперь - настоящие французы, говорящие на французском языке. По сюжету Фанни (Лу де Лааж) неожиданно встречает бывшего одноклассника Алена (Нильс Шнайдер), который в школе был в нее влюблен влюблён. Пара невинных встреч с легким флиртом оборачиваются страстным романом, при этом у Фанни есть благополучный и успешный муж (Мельвиль Пупо), который быстро начинает подозревать жену в измене. Ален хоть и небогат и живет в мансарде (ах, эти парижские мансарды, они такие романтичные), но он интеллектуал, начитан, читает ей стихи, он легкий и порывистый. Ее муж богат, его работа «делать богатых еще более богатыми», ее жизнь материально комфортна, но в браке Фанни чувствует себя приложением мужа, «трофейной женой» и тяготится этим. Узнав про измену, муж план, как аккуратно устранить соперника и вернуть жену на место. Но тут в дело вступает мать Фанни (Валери Лемерсье), которая начинает вести свое расследование.
Этот фильм - старый добрый Вуди Аллен, который постоянно цитирует сам себя, доставляя при этом удовольствие и себе, и зрителям. Тут вы узнаете и «Матч Пойнт», и «Сенсации», и «Преступления и проступки», и много чего еще.
Оператор фильма – старый добрый партнер Вуди Витторио Стораро, снявший и «Фестиваль Ривкина», и «Дождливый день в Нью-Йорке», и «Колесо чудес», и «Светскую жизнь» - все последние фильмы Вуди. В его кадре осенний Париж божественно красив: теплое солнце красит золотом листья на бульварах, жареные каштаны пахнут дымком, мягкий свет на лицах, звучит красивый джаз. Не фильм, а наслаждение и тепло, добавляющее уюта в нашу пока не холодную осень.
ТИМ ТАЛЕР И ПРОДАННЫЙ СМЕХ
Фильм 2016 года, снятый прекрасным немецким режиссером Андреасом Дрезеном по сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса. Обычный подросток Тим Талер (Арвед Фрис) живёт с отцом в 1920-х годах в маленьком переулке небольшого немецкого города. Мальчик растёт в плохих условиях, но он счастливый, добрый и веселый мальчик, который заразительно смеется и очаровывает своим смехом всех вокруг. Но однажды зловещий барон решает заполучить такой редкий дар любыми способами. И предлагает Тиму обменять его чудесный смех на суперспособность выигрывать любые споры. Азартный Тим соглашается, тем более что смеяться ему все труднее – все же жизнь его не сахар (мать умерла, мачеха злая, отец беден). Российский зритель скорее всего этого не считывает, а для немцев история Тима имеет социальный подтекст – он живет во времена поздней Веймарской республики в очень неблагополучном районе и для него эта сделка с дьяволом – это путь к спасению, способ вырваться из бесперспективной обстановки. В Германии эта книжка – одна из важнейших. Ее экранизируют довольно часто. Фильм Дрезена довольно красочный, зло в нем карикатурное, чтобы не пугать детей. Есть тут и волшебство, и волшебные зверушки. И смысл сформулирован довольно внятно – «смех – безотказное оружие против дьявола. Если человек смеется, дьявол теряет свою власть над ним». А вообще этот фильм про скрепы и традиционные ценности в самом возвышенном смысле слова – он рассказывает о том, что дружба – это ценность, что деньги в жизни не главное и что вестись на предложения каких-то мутных мужиков – опасно.
Это очень хороший фильма для детей, снятый талантливо и увлекательно. Отдельного восторга заслуживает сцена вечеринки барона Трёча с великими тиранами. В общем, это фильм не только для детей, но и для взрослых. И хотя фильм уже есть в сети, посмотреть его на большом экране – это отличное семейное развлечение.
Новый долгожданный фильм Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Обитель», «В Кейптаунском порту») про сложный и неоднозначный исторический период молодой России.
Девяностые стали модной темой в современном молодом кинематографе еще со времен «Быка» или «Тесноты», 20-летние актрисы весело щебетали про классный стиль 90-х с их косухами, варенками и рукавами «летучая мышь». Но Велединский – режиссер из того поколения, кто застал 1993-й уже в сознательном возрасте, прожил это время сам, много помнит и чувствует собственной кожей. Конфликт первого Президента с собственным Парламентом, роспуск Верховного совета, штурм телецентра «Останкино», расстрел Белого дома, множество жертв среди простых граждан, многие из которых погибли случайно, от шальных пуль.
Об истории большой страны Велединский рассказывает на премьере маленькой семьи. Главный герой – Виктор Брянцев (без преувеличения великая роль Евгения Цыганова) без пяти минут академик космической отрасли, который оставил отпечаток своего пальца на луноходе. Но это в прошлой жизни, а теперь он, по словам его дочери-подростка, работает черепашкой-ниндзя, то есть живет в канализации, укладывая трубы неподалеку от Белого дома. «Тут система к капитальном ремонте нуждается», – говорит Витек начальнику, который уже два месяца не платит. – «Вся страна в капитальном ремонте нуждается», – отвечает тот. У Вити есть жена Лена (Екатерина Вилкова), которая работает в диспетчерской, но хочет открыть свой бизнес и в результате открывает – ларек по продаже гробов. Живут они на даче, потому что обменяли свою московскую квартиру на натуральное хозяйство с козой и чесноком на участке («все будут голодать, а у нас – всё своё»). И жена, и дочь к Вите относятся без пиетета, а он всего лишь старается и мечтает, чтобы его семья «прошла данный исторический период максимально безболезненно и приспособилась в новым реалиям». Но сосед-коммерс Янс (Александр Робак), пригласив Витька обмыть новенький автомобиль, говорит ему, что «если ты не интересуешься политикой, политика начнет интересоваться тобой». Так и получается. И гуманист Витек оказывается среди защитников Белого дома и свидетелем штурма Останкино. На его глазах гибнут люди, и он сам однажды даст волю чувствам, выразив свое отношение к власти с помощью огнестрела.
Снимая «1993», несложно было скатиться в одну из конфликтующих сторон (в фильме не раз звучит вопрос «ты за белых или за красных?»). Вернее, учитывая личность автора романа-первоисточника Сергея Шаргунова, был высок риск, что фильм окажется антиельцинским, осуждающим то время и объясняющим, что оно и есть причина всего сегодняшнего ужаса. Но нет, Велединский очень аккуратно прошел по тонкому льду, взяв из романа только сюжетную канву, и написав портрет времени не красно-белым, а пёстрым и довольно тёплым. Режиссер не дает ответов, о том, кто там был прав или виноват, мы не узнаем, за кого он сам, он просто показывает время и людей в нем – чем они жили, какую музыку слушали, какие напитки пили, во что одевались. «НОМ», «Ноль», Янка Дягилева, «Монгол Шуудан», Борис Гребенщиков – это время было очень музыкальным, оно звучало и звенело, высказывалось в «Будке гласности» и горлопанило «А в моей стране бардак». А еще к нам приезжал Майкл Джексон, который тоже герой этого фильма.
Снять кино о событии, по поводу которого в обществе до сих пор нет единой точки зрения, и снять его тонко и умно – это не просто талант, это – поступок. «Я за народ и за справедливость» - говорит Витек в споре про белых и красных. Велединский тоже за народ, независимо от того, под какими знаменами он тогда выступал. Жалко всех.

50й, юбилейный, фильм великого и прекрасного Вуди Аллена, трагикомедия про адюльтер, своеобразный привет «Анне Карениной», только без поезда и суицида. Фильм участвовал в программе Венецианского кинофестиваля, где 87-летний Вуди Аллен представлял его лично.
Пострадавший от #metoo Аллен давно релоцировался в Европу, сначала снял кино в Британии, потом в Испании, а теперь во Франции. Когда-то он уже снимал здесь «Полночь в Париже», но там его герои были американскими туристами, а теперь - настоящие французы, говорящие на французском языке. По сюжету Фанни (Лу де Лааж) неожиданно встречает бывшего одноклассника Алена (Нильс Шнайдер), который в школе был в нее влюблен влюблён. Пара невинных встреч с легким флиртом оборачиваются страстным романом, при этом у Фанни есть благополучный и успешный муж (Мельвиль Пупо), который быстро начинает подозревать жену в измене. Ален хоть и небогат и живет в мансарде (ах, эти парижские мансарды, они такие романтичные), но он интеллектуал, начитан, читает ей стихи, он легкий и порывистый. Ее муж богат, его работа «делать богатых еще более богатыми», ее жизнь материально комфортна, но в браке Фанни чувствует себя приложением мужа, «трофейной женой» и тяготится этим. Узнав про измену, муж план, как аккуратно устранить соперника и вернуть жену на место. Но тут в дело вступает мать Фанни (Валери Лемерсье), которая начинает вести свое расследование.
Этот фильм - старый добрый Вуди Аллен, который постоянно цитирует сам себя, доставляя при этом удовольствие и себе, и зрителям. Тут вы узнаете и «Матч Пойнт», и «Сенсации», и «Преступления и проступки», и много чего еще.
Оператор фильма – старый добрый партнер Вуди Витторио Стораро, снявший и «Фестиваль Ривкина», и «Дождливый день в Нью-Йорке», и «Колесо чудес», и «Светскую жизнь» - все последние фильмы Вуди. В его кадре осенний Париж божественно красив: теплое солнце красит золотом листья на бульварах, жареные каштаны пахнут дымком, мягкий свет на лицах, звучит красивый джаз. Не фильм, а наслаждение и тепло, добавляющее уюта в нашу пока не холодную осень.

Фильм 2016 года, снятый прекрасным немецким режиссером Андреасом Дрезеном по сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса. Обычный подросток Тим Талер (Арвед Фрис) живёт с отцом в 1920-х годах в маленьком переулке небольшого немецкого города. Мальчик растёт в плохих условиях, но он счастливый, добрый и веселый мальчик, который заразительно смеется и очаровывает своим смехом всех вокруг. Но однажды зловещий барон решает заполучить такой редкий дар любыми способами. И предлагает Тиму обменять его чудесный смех на суперспособность выигрывать любые споры. Азартный Тим соглашается, тем более что смеяться ему все труднее – все же жизнь его не сахар (мать умерла, мачеха злая, отец беден). Российский зритель скорее всего этого не считывает, а для немцев история Тима имеет социальный подтекст – он живет во времена поздней Веймарской республики в очень неблагополучном районе и для него эта сделка с дьяволом – это путь к спасению, способ вырваться из бесперспективной обстановки. В Германии эта книжка – одна из важнейших. Ее экранизируют довольно часто. Фильм Дрезена довольно красочный, зло в нем карикатурное, чтобы не пугать детей. Есть тут и волшебство, и волшебные зверушки. И смысл сформулирован довольно внятно – «смех – безотказное оружие против дьявола. Если человек смеется, дьявол теряет свою власть над ним». А вообще этот фильм про скрепы и традиционные ценности в самом возвышенном смысле слова – он рассказывает о том, что дружба – это ценность, что деньги в жизни не главное и что вестись на предложения каких-то мутных мужиков – опасно.
Это очень хороший фильма для детей, снятый талантливо и увлекательно. Отдельного восторга заслуживает сцена вечеринки барона Трёча с великими тиранами. В общем, это фильм не только для детей, но и для взрослых. И хотя фильм уже есть в сети, посмотреть его на большом экране – это отличное семейное развлечение.