Монолог

«Это иллюзия, будто искусством можно руководить»

 

– У меня сегодня не очень часто получается ходить в театр, но все-таки я стараюсь следить за процессом, представлять себе, что происходит. Мне кажется, именно театр противостоит всеобщим тенденциям упрощения и клиширования, которые полностью захватили сферу массовых искусств. Другое дело, что и в самом театре немало коммерческого, рассчитанного на самые простые реакции публики. Нельзя сказать, что сегодня на всех сценах преобладают явления, обжигающие душу, но если говорить о Додине, Фоменко, отдельных работах МХТ – их спектакли показывают, насколько сложна жизнь.

Театр по природе своей – искусство ручного производства. Его можно поставить на поток, на конвейер, это и делается иногда, но свое изначальное – ремесленное, ручное – происхождение театр сохранил. В пору высоких технологий это необычайно важно. Мы улыбаемся, нам кажутся избитым клише слова Станиславского о «жизни человеческого духа на сцене», но действительно, русский театр, больше чем какой-либо иной, всегда стремился к раскрытию человека.

Меня беспокоит, что у нас сегодня мало социальных спектаклей. Театр избегает правды жизни, анализа социальных отношений, он не говорит серьезно и вдумчиво о том, что происходит в обществе. Я не имею в виду «чернуху». Бытовой натурализм в нашем театре, особенно в современной драматургии, есть, нет попытки разобраться.

Наш театр недостаточно смел в политическом отношении. Я говорю не про агитпроп, потому что даже самый эффективный агитпроп – это не искусство. Я говорю опять же про правду жизни. Мне кажется, эпоха асоциального театра уходит или уже ушла. Быть социальным – значит думать не только о себе, о людях, иных, чем ты, о людях, живущих иначе, чем ты.

Власть в этой ситуации может помочь театру только двумя способами – дать денег и не вмешиваться в творческий процесс. Это иллюзия, будто искусством можно руководить. Более того, иллюзия, будто можно заказать спектакль. Искусство за деньги не делается. Искусство делается по душевной потребности, по любви, а за деньги профессионал может только обслужить. Власть должна обеспечить самым разным художникам равенство возможностей. И если есть деньги, отдать их тем, чьи планы – по оценке экспертов и профессионального сообщества, наиболее интересны.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также