Монолог

«Это иллюзия, будто искусством можно руководить»

 

– У меня сегодня не очень часто получается ходить в театр, но все-таки я стараюсь следить за процессом, представлять себе, что происходит. Мне кажется, именно театр противостоит всеобщим тенденциям упрощения и клиширования, которые полностью захватили сферу массовых искусств. Другое дело, что и в самом театре немало коммерческого, рассчитанного на самые простые реакции публики. Нельзя сказать, что сегодня на всех сценах преобладают явления, обжигающие душу, но если говорить о Додине, Фоменко, отдельных работах МХТ – их спектакли показывают, насколько сложна жизнь.

Театр по природе своей – искусство ручного производства. Его можно поставить на поток, на конвейер, это и делается иногда, но свое изначальное – ремесленное, ручное – происхождение театр сохранил. В пору высоких технологий это необычайно важно. Мы улыбаемся, нам кажутся избитым клише слова Станиславского о «жизни человеческого духа на сцене», но действительно, русский театр, больше чем какой-либо иной, всегда стремился к раскрытию человека.

Меня беспокоит, что у нас сегодня мало социальных спектаклей. Театр избегает правды жизни, анализа социальных отношений, он не говорит серьезно и вдумчиво о том, что происходит в обществе. Я не имею в виду «чернуху». Бытовой натурализм в нашем театре, особенно в современной драматургии, есть, нет попытки разобраться.

Наш театр недостаточно смел в политическом отношении. Я говорю не про агитпроп, потому что даже самый эффективный агитпроп – это не искусство. Я говорю опять же про правду жизни. Мне кажется, эпоха асоциального театра уходит или уже ушла. Быть социальным – значит думать не только о себе, о людях, иных, чем ты, о людях, живущих иначе, чем ты.

Власть в этой ситуации может помочь театру только двумя способами – дать денег и не вмешиваться в творческий процесс. Это иллюзия, будто искусством можно руководить. Более того, иллюзия, будто можно заказать спектакль. Искусство за деньги не делается. Искусство делается по душевной потребности, по любви, а за деньги профессионал может только обслужить. Власть должна обеспечить самым разным художникам равенство возможностей. И если есть деньги, отдать их тем, чьи планы – по оценке экспертов и профессионального сообщества, наиболее интересны.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также