Глоток любви

На Другой сцене «Современника» чеховские мальчики узнают, что значит любить

 

Другая сцена задумывалась как поле для творческих экспериментов, и поле это не простаивает – каждый сезон здесь открываются новые имена. На этой сцене в спектакле «Хорошенькая» зрители впервые познакомились с чудесным, тонким, обаятельным артистом из породы Ефремовых – Никитой Ефремовым, внуком основателя «Современника» и сыном актера Михаила Ефремова. Впрочем, для того чтобы понять это, достаточно взглянуть в его улыбчивое лицо и услышать в певучих мальчишеских интонациях знакомые ефремовские нотки. Природа, кажется, упорно не желает подчиняться расхожей поговорке и продолжает искриться в новых поколениях знаменитой династии.
Спектакль «Сережа» – дебют режиссера Кирилла Вытоптова, выпускника мастерской Олега Кудряшова. В основу этой работы легли два чеховских рассказа «Учитель словесности» и «Страх», объединенные одной темой – любовью, ее истоками и ее конечностью.

«Сережа» весь пронизан атмосферой чувственности и игры. Начиная с самой первой сцены, когда вдоль длинной черной стены, имитирующей классную доску в гимназии, стремительно проносится длинноногая девочка с тряпкой в руках. Разбежавшись, она кувыркается через кожаный диван и буквально на наших глазах превращается в… старушку – в застиранном платке, с трясущейся головой и подслеповатыми глазками. Волшебные превращения из одного образа в другой – главное чудо этого спектакля, и они будут поражать зрителя не раз. Актеры – почти все – играют по нескольку ролей. Поэтому у каждого есть возможность проявить себя в разных жанрах. И это получается. Получается до такой степени, что не сразу понимаешь, например, что в ролях нагловатого штабс-капитана Полянского, закомплексованного учителя Рыжицкого и страдающего от семейного кошмара помещика Силина выступает один и тот же актер – Илья Лыков. Столь же разнообразна и удивительно пластичная, резкая Елена Плаксина, сыгравшая и бессловесную старушку няню, и роковую страстную красавицу Марью Сергеевну, изнемогающую от тоски и одиночества. Владислав Федченко с легкостью преображается из благообразного отца семейства Шелестова в беспробудного грязного мужика Гаврюшу, ползущего по перекинутой через яму доске к недопитым рюмкам. Центром спектакля, конечно, остается учитель словесности Сергей Васильевич Никитин (Никита Ефремов), Сережа – светлый, романтичный молодой человек двадцати семи лет, сначала влюбленный, потом разочаровавшийся в любви, потом ввергнутый в воронку страсти и смирившийся с пустотой, что образовалась вокруг.

Режиссер сосредоточил свое внимание именно на артистах – молодых, свежих, полных сил и эмоций, чей скромный профессиональный опыт еще не стер из памяти занятий по актерскому мастерству. «Перчатки, перчатки, перчатки!» – громко повторяет озорная рыжеволосая Манюся (Дарья Белоусова) и натягивает на руки белые перчатки. «Цилиндр, цилиндр, цилиндр!» – и водружает на голову черный цилиндр. «Полянский, Полянский, Полянский!» – и в дверях – ап! – появляется улыбающийся Полянский. А потом – конная прогулка, и на сцену рывком вытягивают два кожаных дивана, усыпанных соломой. По краям дивана рассаживаются молодые люди и едва удерживают в руках воображаемые поводья. Погнали! Смеясь, раскачиваясь, подпрыгивая, демонстрируя чудеса джигитовки и покрикивая на «лошадок», они то прижимаются друг к другу, то, смущаясь, разлетаются в стороны – вот, собственно, и готов блестящий этюд.

В спектакле много задорного молодого хулиганства и тихой отчаянной печали – так прокладывается мостик от беспечной юности к тягостному, мучительному взрослению. И тогда под молодыми еще героями разверзнется черная пропасть, в которой пропадут, сгинут и первая любовь, и первая дружба, и шутливые фанты, и девичьи гадания. Лишь будет корчиться над этим обрывом прекрасная недолюбленная женщина. Бесстыдно разбросав тонкие ноги и вцепившись побелевшими пальцами в руку растерявшегося Сережи, она будет хрипло кричать в пустоту: «Забери меня отсюда! Забери меня отсюда!»…

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также