Одинокость честного человека

В Театре Армии нашли сходство между героями Гоголя и Чехова

 

Творческая перекличка Гоголя и Чехова в литературоведении возникает часто, но на сцене их смешивают чуть ли не впервые. Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил трагифарс «Зачем вы меня обижаете?..», объединив этим названием гоголевскую «Шинель» и чеховскую «Свадьбу». Благодаря такому смешению видна близость двух великих писателей, а главное, то, как Чехов стилизует гоголевские интонации и приемы.
Ведущий актер театра Федор Чеханков в первой части спектакля играет гоголевского Акакия Акакиевича, а во второй – чеховского «генерала» Ревунова-Караулова. Но там и тут это добрый, наивный человек, который больше всего на свете боится обидеть ближнего. Зато героев Чеханкова обидеть может каждый. Например, чиновники департамента, где служит Башмачкин, карикатурно глупы, необразованны и всячески этим наслаждаются, тогда как Башмачкин не умеет – да ему это и в голову не приходит! – наслаждаться чем-то еще, кроме своей мечты. А мечтает он о нормальной человеческой жизни. В его представлении гармония наступит лишь после того, как появится у него новая шинель.

Есть мечта и у старенького Ревунова-Караулова: он хочет, чтобы и в повседневной жизни был порядок, как на флоте, со всеми «бром-бам-шкотами», «брамселями» и «брасами». Как мало на самом деле человеку надо, чтобы почувствовать себя счастливым. Одеться не хуже других да поговорить с ближним, поскольку нет сил уже от одинокой, затворнической жизни. Федор Чеханков дарит зрителя старой актерской школой, ясной артикуляцией, чистотой и выразительностью сценического жеста. Порой его игра веселит зрителя. Но над его героями не смеются злорадно или презрительно, а напротив – сочувственно, с пониманием. От этих нелепых жестов Башмачкина или от вышколенной походки Ревунова-Караулова веет лирической грустью, и самые удачливые зрители вдруг ощущают с ними родство. Когда ни хитрости нет, ни притворства, душа нараспашку, ну, просто счастья у человека нет – за что его презирать?

К своим визави герои Чеханкова обращаются исключительно на «вы». Но главной репликой спектакля становится: «Зачем вы меня обижаете?...» Ее произносит и Башмачкин, и Ревунов-Караулов, которые тянулись к обществу, хотели нормального общения, но в их окружении не нашлось достойных людей, хотя поначалу таковыми казались. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется», – неспроста Чеханков начинает спектакль этими словами из «Невского проспекта» и ими же заканчивает.

Преувеличенная наивность Башмачкина сама по себе создает игровую ситуацию. Преодолевая робость и накручивая себя, он зарывается. Взвихряет свои и без того слабые нервы. Его смерть от нервного изнеможения логична и светла. Умирающий Башмачкин как ребенок. Чеханков играет его так, что волей-неволей хочешь отдать ему все шинели мира, лишь бы понравились и пришлись впору. И только бы утешить этого покинутого дитятю: «Зачем вы меня обижаете?..»

Одинокость честного человека – вот акцент режиссера и его человеческая поддержка такому герою. Блистательный и горький бенефис честной, запуганной и гордой души маленького человека происходит в похожих декорациях: фонари башмачкинского Петербурга накрываются в «Свадьбе» пышными и пошлыми разноцветными абажурами в доме разряженной глупенькой невесты (художник-постановщик – Иосиф Сумбаташвили).

Федор Чеханков законно царит. И реабилитирует своей игрой маленького человека. Вечного. Важного. Коренного. На котором мир стоит, хотя и смеется над ним.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Сезон выдающихся актерских работ

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу.  Удачи сезона В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все женщины – объект мужского интереса»

    Юбилейные празднования года Мольера начнутся в 2022 году, но в Москве уже появляются постановки по его произведениям. Миндаугас Карбаускис выбрал «Школу жен» в переводе Дмитрия Быкова. И выяснилось, что текст Мольера ничуть не устарел, актеры Театра им. ...
  • Итоги сезона: «чёрная тень» будущего

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Ольге Егошиной.  Удачи сезона Ковид прошелся по театру, как Спартак по Римской империи. ...
  • Сезон выдающихся актерских работ

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу.  Удачи сезона В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. ...
  • «Бывших Дон Жуанов не бывает»

    Дмитрий Крымов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» свой «театральный роман», свой спектакль-манифест, где стыкует музыку и меланхолию Моцарта с вызывающим юмором, божественное пение – с серией немыслимых провокаций. ...
Читайте также