Одинокость честного человека

В Театре Армии нашли сходство между героями Гоголя и Чехова

 

Творческая перекличка Гоголя и Чехова в литературоведении возникает часто, но на сцене их смешивают чуть ли не впервые. Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил трагифарс «Зачем вы меня обижаете?..», объединив этим названием гоголевскую «Шинель» и чеховскую «Свадьбу». Благодаря такому смешению видна близость двух великих писателей, а главное, то, как Чехов стилизует гоголевские интонации и приемы.
Ведущий актер театра Федор Чеханков в первой части спектакля играет гоголевского Акакия Акакиевича, а во второй – чеховского «генерала» Ревунова-Караулова. Но там и тут это добрый, наивный человек, который больше всего на свете боится обидеть ближнего. Зато героев Чеханкова обидеть может каждый. Например, чиновники департамента, где служит Башмачкин, карикатурно глупы, необразованны и всячески этим наслаждаются, тогда как Башмачкин не умеет – да ему это и в голову не приходит! – наслаждаться чем-то еще, кроме своей мечты. А мечтает он о нормальной человеческой жизни. В его представлении гармония наступит лишь после того, как появится у него новая шинель.

Есть мечта и у старенького Ревунова-Караулова: он хочет, чтобы и в повседневной жизни был порядок, как на флоте, со всеми «бром-бам-шкотами», «брамселями» и «брасами». Как мало на самом деле человеку надо, чтобы почувствовать себя счастливым. Одеться не хуже других да поговорить с ближним, поскольку нет сил уже от одинокой, затворнической жизни. Федор Чеханков дарит зрителя старой актерской школой, ясной артикуляцией, чистотой и выразительностью сценического жеста. Порой его игра веселит зрителя. Но над его героями не смеются злорадно или презрительно, а напротив – сочувственно, с пониманием. От этих нелепых жестов Башмачкина или от вышколенной походки Ревунова-Караулова веет лирической грустью, и самые удачливые зрители вдруг ощущают с ними родство. Когда ни хитрости нет, ни притворства, душа нараспашку, ну, просто счастья у человека нет – за что его презирать?

К своим визави герои Чеханкова обращаются исключительно на «вы». Но главной репликой спектакля становится: «Зачем вы меня обижаете?...» Ее произносит и Башмачкин, и Ревунов-Караулов, которые тянулись к обществу, хотели нормального общения, но в их окружении не нашлось достойных людей, хотя поначалу таковыми казались. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется», – неспроста Чеханков начинает спектакль этими словами из «Невского проспекта» и ими же заканчивает.

Преувеличенная наивность Башмачкина сама по себе создает игровую ситуацию. Преодолевая робость и накручивая себя, он зарывается. Взвихряет свои и без того слабые нервы. Его смерть от нервного изнеможения логична и светла. Умирающий Башмачкин как ребенок. Чеханков играет его так, что волей-неволей хочешь отдать ему все шинели мира, лишь бы понравились и пришлись впору. И только бы утешить этого покинутого дитятю: «Зачем вы меня обижаете?..»

Одинокость честного человека – вот акцент режиссера и его человеческая поддержка такому герою. Блистательный и горький бенефис честной, запуганной и гордой души маленького человека происходит в похожих декорациях: фонари башмачкинского Петербурга накрываются в «Свадьбе» пышными и пошлыми разноцветными абажурами в доме разряженной глупенькой невесты (художник-постановщик – Иосиф Сумбаташвили).

Федор Чеханков законно царит. И реабилитирует своей игрой маленького человека. Вечного. Важного. Коренного. На котором мир стоит, хотя и смеется над ним.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также