В поисках радости

Театру «Современник» в апреле исполняется 55 лет

 

За время своего существования главный режиссер у «Современника» сменился один-единственный раз. Ушедшего во МХАТ Ефремова заменила Галина Волчек, которая возглавляет театр с 1972 года. Тогда, в семидесятых, судьба театра висела на волоске – главный идеолог и отец-основатель уже принял решение для себя и предложил «Современнику» влиться в труппу МХАТа, тем самым подводя черту под романтическим периодом своего творчества. Вслед за Ефремовым во МХАТ потянулись другие артисты, однако Галине Борисовне удалось почти что заново собрать «звездную» труппу, хотя за звездностью театр никогда не гнался: для него всегда были другие, более важные критерии. В преддверии юбилея гости «Театрала» вспомнили лишь некоторые вехи из жизни легендарного театра.
«В обстановке строгой секретности…»

В 1948 году, когда страна отмечала 50-летие Художественного театра, с высоты прожитых мною 15 лет, все причастные к этому событию представлялись мне какими-то небожителями. Шутка ли сказать: полвека! Но вот сейчас исполняется 55 лет «Современнику», а мне кажется, что он появился только вчера.

Примерно за год до того памятного первого представления пьесы Виктора Розова «Вечно живые», каждый вечер после спектаклей в своих театрах, сюда, в Школу-студию при МХАТе, спешили ее бывшие воспитанники для каких-то подозрительных радений. С разрешения ректора Вениамина Захаровича Радомысленского, покровительствовавшего группе своих питомцев, они по ночам параллельно репетировали здесь «Вечно живые» и «Матросскую тишину» Александра Галича. Разумеется, все это происходило в обстановке строгой секретности, при явной недоброжелательности со стороны части театра, где одни относились к этой затее иронически, с некоторым недоверием, а другие – откровенно враждебно: подумаешь, какие умники выискались!

В первых числах апреля 1956 года ректор составил список и поручил мне пригласить 100 человек на первое представление «Вечно живых», что было назначено ровно в полночь с 15 на 16 апреля. Зрительный зал в студии небольшой, в нем с трудом умещалось 80–90 зрителей. Кто-то, конечно, не пришел. Зато другой пожаловал без приглашения. На нынешний день из ста приглашенных тогда здравствуют всего четверо…

Успех был огромный. По прошествии лет, думаю, он оказался связан не только с художественными достоинствами пьесы и спектакля, но скорее с желанием собравшихся поддержать молодых талантливых людей, рискнувших сказать свое слово в стране, где все давно было строго регламентировано. Где почти сорок лет ни один театр не возникал по инициативе снизу. Где во МХАТе без стыда ставились «Зеленая улица» и «Залп «Авроры». Не забудем, что в феврале того же года прошел ХХ съезд КПСС, многое изменивший в нашем сознании.

Будущий «Современник» в ту пору именовался «Студией молодых актеров при МХАТе». Ее возглавил актер и режиссер Центрального детского театра, выпускник мхатовской школы-студии Олег Ефремов. А идеологами стали сотрудник литературной части МХАТа, педагог, писатель Виталий Виленкин и критик Владимир Саппак – первый общественный завлит театра. Впрочем, несколько лет все дело существовало исключительно на общественных началах: никто зарплату не получал. А декорации и костюмы до поры изготавливались в мастерских МХАТа. Спектакли игрались изредка, по понедельникам, в филиале МХАТа, иногда на других площадках. Сборы до выпуска весной 1960 года «Голого короля» Евгения Шварца были средние. Но с той поры и по сей день попасть сюда – большая удача, даже если иногда вы уходите несколько разочарованный. Сказывается инерция, воспоминания о пережитых когда-то здесь же счастливых мгновениях, встреча с любимыми актерами, знакомство с новыми.

Больше сорока лет жизнь «Современника» определяет ученица Ефремова, одна из основательниц театра Галина Волчек. Подобных примеров не так уж много. Может быть, все объясняется тем, что Галина Борисовна не только талантливейшая актриса и режиссер, но и успешный продюсер, менеджер, антрепренер, в разные годы охотно уступавший место за режиссерским столиком Георгию Товстоногову, Леониду Хейфецу, Валерию Фокину, Марлену Хуциеву, Анджею Вайде, Евгению Арье, некоторым своим актерам, проявляющим интерес к режиссуре. Так или иначе, но театр «Современник» продолжает быть востребован современниками, что, вероятно, и дает ему право, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему оправдывать свое имя.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Премьера в ЦДР ставит «акустический» эксперимент

    Режиссер Филипп Виноградов готовится представить в Центре драматургии и режиссуры новый спектакль «Это все она» по пьесе современного белорусского драматурга Андрея Иванова. Работа станет итогом режиссерско-композиторской лаборатории ЦДР «Акустическая читка», которая проводилась в сезоне 2017-2018. ...
  • Алина Покровская отмечает юбилей

    Она обаятельна, темпераментна, пластична. Органична в любых жанрах. Её имя ассоциируется с героиней легендарного фильма «Офицеры», но на ее счету и множество других, не менее запоминающихся образов. О такой разноплановой актрисе может мечтать любой театр, но вот уже 58 лет Алина Покровская играет на сцене Театра Российской Армии. ...
  • На ВДНХ прочтут пьесы современных авторов

    Совместный проект фестиваля драматургии «Любимовка» и фестиваля искусств «Вдохновение» стартует в пятницу вечером в Доме культуры ВДНХ. В течение трех вечеров – с 19 по 21 июля – зрители смогут послушать читки пьес современных авторов. ...
  • Театр одного гения

    13 июля Петру Фоменко исполнилось бы 85 лет. В память о выдающемся режиссере напомним читателям очерк актрисы Театра им. Вахтангова Галины Коноваловой (1916-2014), написанный в 2014 году для своей авторской рубрики «Легенда сцены». ...
Читайте также