Пустота рождает страх

В Санкт-Петербурге поставили пьесу классика израильской драматургии

 

Пьеса «Хефец» принадлежит к вершинам творчества Ханоха Левина, но никогда прежде не ставилась в России. На отважный эксперимент решился музыкально-драматический театр «БУФФ», пригласивший в качестве режиссера-постановщика израильского актера и режиссера Игоря Миркурбанова.

Игорь Миркурбанов – личность разносторонняя, звезда израильского театра «Гешер», ученик Андрея Гончарова и Марка Захарова. Когда-то в Театре на Таганке он сыграл роль Чацкого, российскому зрителю он хорошо известен по фильмам Ивана Дыховичного «Вдох-выдох» и Андрея Эшпая «Многоточие», в которых сыграл главные роли.

В центре его постановки – бедный родственник, нелепый безобидный приживала по имени Хефец, что в переводе с иврита обозначает «вещь», «ветошь», «хлам». Его появление на сцене, перепалка с Тейгалехом, хозяином дома, в котором он проживает, жалкие попытки защитить свое право на получение удовольствия (на поглощение пирога) не вызывают участия, скорее любопытство. Казалось бы, классический маленький человек, вышибающий слезу в произведениях Пушкина и Гоголя, но жалости нет. Все дальнейшее действие – это непрекращающаяся цепь насмешек, «подколов» и издевательств. Но попытка бунта смешна и лишена энергии. Героев – нет, есть паноптикум персонажей странноватых и не вызывающих симпатий.

Идеология драматурга – приговор современному обществу потребления – бездуховному, безбожному, сфокусированному на удовлетворении физиологических потребностей. Не то чтобы целью и смыслом их существования является удовольствие. Скорее отсутствие иных смыслов.

Волею постановщика каждому персонажу выделено строго очерченное пространство, символизирующее уход в собственный мирок. Утрированно яркие краски костюмов и декораций смотрятся попыткой искусственного расцвечивания мира. Не внешнего – внутреннего. Создается стойкое ощущение, что все без исключения герои внутренне абсолютно пусты и отчаянно пытаются эту пустоту заполнить.

Создается впечатление, будто бы персонажи говорят так много и напористо вовсе не для того, чтобы высказаться, а чтобы не замолчать. Молчание усиливает пустоту. А пустота рождает страх, который становится невыносимым.

На общем фоне агрессия против безобидного Хефеца выглядит не более чем жесткая психотерапия – есть кто-то, кто еще ничтожней, несчастней, бесполезней. Впрочем, и сам герой не обнаруживает хоть какого-нибудь содержания. Временами его хочется сдернуть с дивана, дать в руки лопату и отправить то ли окапывать деревья, то ли сажать цветы… Но все тщетно. Единственным поступком становится его угроза спрыгнуть с крыши, прямо-таки с плотоядным восторгом воспринятая окружающими.

В финале Миркурбанов неожиданно отходит от задуманного драматургом и как бы ставит многоточие. Мир в его версии оказывается не окончательно безнадежен.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также