Компьютерная сказка

В Александринском театре поставили «современный» спектакль для детей

 
Советская традиция утренников считалась утраченной навсегда еще четверть века назад. Теперь она возвратилась на академическую сцену с классической пьесой, поставленной режиссером-авангардистом. Правда, тревожить имя Мориса Метерлинка было совсем не обязательно – историю про плохих детей, которых перевоспитывают поучительные и страшные сны, можно было рассказать без «Синей птицы» и «Слепых».
Пьеса Андрея Могучего и Константина Филиппова под названием «Счастье» – произведение незамысловатое. Синяя птица, которую в снах ищут дети, появляется под самый конец, аккуратно предъявленная первому ряду. Это что-то вроде механического соловья – красивая разноцветная игрушка, сидящая в клетке, она дежурно помахивает крыльями. Как всегда, для этого режиссера начинка на втором месте. На первом – оболочка. И как всегда, эта оболочка, то есть форма, поражает размахом. Могучий – монументалист, что в театре оборачивалось для него агораманией – ему вечно не хватает простора и масштаба. Исходя из этих характерных признаков режиссерского почерка, нужно судить о результате. Сочинение Андрея Могучего – это, в сущности, клип длиною в два с половиной часа, с двумя антрактами, хором Слепцов («Души забытых вещей»), оркестром («Души музыкальных инструментов») и нанотехнологией компьютерного дизайна. Заняты вся труппа и все службы. В действующих лицах кроме позаимствованных у Метерлинка членов семейства Тилей и их домашних любимцев есть два Деда Мороза, персонал небольшого родильного дома, предки до четвертого колена в инвалидных креслах, скелеты, а также Время – мрачный господин в черном, который некогда, не подумав, разделил свои владения на Свет и Ночь.

Хлестаковы, Гамлеты, Войницкие, Ксении блаженные прыгают и скачут в ролях животных, детей и душ. Демократизм детской феерии уравнял народных артистов со вторым и третьим составом. Артисты поют, ходят ходуном, лазают по лестницам и стенам. Дедушка Тильтиля и Митиль, которому драматурги благородно сохранили жизнь, в исполнении Николая Мартона – красноухий морячок, который напевает советские шлягеры, любит футбол и умершую жену Светку.

Александр Шишкин, постоянный художник Могучего, вместе с целой группой аниматоров исполнили, вероятно, заветные мечты режиссера о декорациях и реквизите, в которых плоские черно-белые фигуры от Малевича сочетаются с американским гламуром пятидесятых годов, цитатами из кино Тима Бёртона, советским дизайном конфетных коробок и новейшим стилем мультипликации. Фигуры основных персонажей в первом акте огромны – безотказное эмоциональное воздействие сценических монстров Могучий испытал, ставя в петербургском цирке «Кракатук». Но в «Счастье» гигантомания постепенно уходит, как и леденцовый налет на костюмах, чтобы оставить папу, маму и детишек в обычных пропорциях и привычных глазу одеждах, а Митиль, главную героиню истории, в замечательном исполнении Янины Лакобы – в белом фартучке и огненно-красных рукавах, что хочешь не хочешь делает ее пионеркой из какого-то забубенного тюзовского прошлого. Это особенно чувствуется после искупительного монолога Митиль, когда она признается, что была по всем статьям не права.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также