Выйти из кадра

Звезда фильма «А зори здесь тихие…» нашла свое счастье в Нижнем Новгороде

 

Хрупкая девушка Соня Гурвич из фильма «А зори здесь тихие…», обхватив ствол березы, читала стихи: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Для выпускницы Саратовского театрального института Ирины ДОЛГАНОВОЙ эта роль стала судьбоносной. И единственной. Больше в крупных ролях Ирина в кино не снималась. Ее настоящая жизнь проходит в Нижегородском ТЮЗе имени Крупской, где она и сегодня играет черепаху Тортилу, матушку Крольчиху и Соседку.
«Меня обижает «периферия»

Сорок лет подряд нижегородские зрители задают ей один и тот же вопрос: «Простите, это вы играли Соню Гурвич?» И, узнав, что перед ними «та самая» актриса, неизменно удивляются: «А почему не остались в Москве?» Впрочем, Ирина и сама точно не знает, почему уехала из столицы. Она не стала ходить по киностудиям и пробоваться в новых ролях: мол, это все не по мне. Но едва получила предложение сыграть в Горьковском драмтеатре маленькие лирические роли, – не раздумывая собрала чемодан и уехала в незнакомый город. Словно унаследовала романтический характер своей Сони Гурвич…

Она могла стать ведущей актрисой советского кино (после выхода фильма предложения посыпались одно лучше другого), легко покорила бы столичную сцену, – но, видимо, из тех редких людей, для которых счастье там, где дом и семья. Ведь в Новгороде она вскоре вышла замуж, да и режиссер Борис Наравцевич предложил перейти в ТЮЗ и сыграть в его спектакле роль Виолы в «Двенадцатой ночи» Шекспира. С тех пор она не покидает эти подмостки.

–Ну разве можно сбежать от такой жизни! – говорит Ирина Долганова «Театралу». – Ведь сколько всего прожито на этой сцене! Я переиграла всех героинь детских спектаклей – Золушку, Аленушку, Суок… Играла в произведениях Гоголя и Чехова… Разве что к слову «периферия» так и не привыкла. Меня обижает это слово. Потому что нужно еще разобраться, где настоящая периферия. Я всегда хожу на антрепризные спектакли, с которыми к нам приезжают столичный артисты. Видела на сцене всех наших звезд и поняла: им вообще не важно, какой спектакль играть. Какое будет музыкальное сопровождение, какие декорации. Все упрощено, все какого-то сомнительного качества. Некоторые спектакли, которые ставят в нижегородских театрах, на голову выше столичных. Но у нас, к сожалению, нет возможности ездить по городам и показывать их.

В трамвае с Чуриковой

В Москву Ирина так и не вернулась, хотя режиссер фильма Станислав Ростоцкий готов был посодействовать. Но все же жизнь на чемоданах (пусть и во имя искусства) ее не привлекала. А на вопросы недоуменных коллег Ирина отвечала, что актерам в кино не дают развиваться, эксплуатируют один удачный образ, одно амплуа, да и работу можно ждать годами. Впрочем, после «Зорь» Ирина еще несколько раз возвращалась на киносъемочную площадку, но совсем ненадолго. Сыграла, например, эпизод в фильме Глеба Панфилова «Мать».

–Судьба свела нас с Панфиловым, когда он уже завершал съемки, – вспоминает актриса. – Меня ему кто-то посоветовал. Я сыграла мать, которая так же, как и героиня Инны Чуриковой, едет в тюрьму – навещать сына. Женщины садятся в один трамвай, разговариваются. На короткий период времени их объединяет общее несчастье, одно горе. И вот я снимаюсь у Панфилова, но все время чувствую на себе его взгляд: вроде бы все в порядке, но о чем-то режиссер недоговаривает. Оказалось, что я идеально подхожу на одну из ролей в его фильме. Он очень жалел, что не встретил меня раньше, а переснимать уже снятые сцены не было никакой возможности. Пригласил, правда, в другой свой фильм. Но начались «лихие 90‑е», киностудии рухнули.

«Мы ничего не понимали»

О дважды не сложившейся кинокарьере Ирина не жалеет. Говорит с улыбкой: «Господи, разве только в кинематографе счастье?» Ей действительно грех жаловаться на свою театральную судьбу (роли были интересными, спектакли успешными), но все же работу в «Зорях» она вспоминает до сих пор.

–Съемки были очень трудные. Работали на природе – на Севере, забирались в такие дебри, где даже для техники приходилось прокладывать отдельную колею. Никогда в жизни я не видела такого огромного болота. В его трясине можно было легко утонуть, поэтому, прежде чем нас туда запускать, целый отряд солдат прокладывал подводную дорожку и до окончания съемок дежурил поблизости.

А еще нас терзали комары. И никакие «звездочки» и прочие едкие средства не помогали… Доходило до смешного. Пленку по тем временам проявляли в Москве. То есть, отсняв эпизод, Ростоцкий посылал в столицу своего помощника, а сам приступал к последующей работе. Когда проявленную пленку привозили – все садились смотреть, нет ли брака. И сколько раз бывало, когда в отлично снятом кадре на объектив кинокамеры садился комар, которого мы прежде не заметили, – приходилось все переснимать заново. Некоторые съемки на болоте проходили весной, когда вода ледяная. И нас, чтобы уберечь от простуды и прочих осложнений, растирали спиртом.

Для меня эти съемки были настоящим испытанием. Я начала свою творческую жизнь с очень высокой планки и по сей день стараюсь к ней подтягиваться – туда, вверх. Я до сих пор благодарна Станиславу Ростоцкому за все, что он для нас сделал. Мы же девчонки были молодые, ничего не понимали, всего боялись. Он нас очень мягко вел, буквально лелеял. Меня, кстати, научил читать стихи. Когда снимали сцену с чтением стихов Блока, я вышла на площадку и начала их декламировать. Так, как нас учили в театральном училище. Станислав Иосифович тут остановил меня: «Представь себе, что ты дома, одна, взяла стихи, которые ты очень любишь и читаешь их для себя». И слова мои зазвучали совершенно иначе.

Три простые женщины

С «боевыми подругами» Ирина поддерживает отношения до сих пор. Они созваниваются на праздники, встречаются на фестивалях, ездят друг к другу в гости. Сложившуюся еще в молодости дружбу не смогли разрушить ни года, ни расстояния.

–Я не представляю себя без ТЮЗа. Конечно, сейчас я уже задействована в меньшем числе спектаклей, чем раньше. Но, последняя премьера мне очень дорога. Это спектакль по рассказам Василия Шукшина. У меня там не главная роль, а три эпизода и три образа, которые я никогда раньше не воплощала: пожилые, простые женщины, которые выходят посидеть на лавочке у дома. Обычно это неудовлетворенные жизнью люди, у которых что-то не сложилось, что-то пошло не так, как им хотелось. И теперь «уличная» жизнь других людей заменяет им собственную. Для каждой роли я разминаю себя, как пластилин. И сейчас пробовать себя в новых качествах мне как профессионалу очень интересно. Это значит, что я еще живу.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также