Предлагаемые обстоятельства

 

«Театрал» не все время в театре. Он любит жизнь, любит пойти куда-нибудь после спектакля, да и до спектакля. И вообще, жизнь – самый замечательный театр, который сам порождает сюжеты. Поговорить с нами о жизни, театре, театрализации повседневности мы попросили известного театрального художника Павла Каплевича. Местом встречи стал небольшой ресторан, образ которого – работа его рук.
– Павел, скажите, эта симпатичная старая мансарда – ваша работа. Люди, когда заказывали интерьер, они же специально обращались к вам как к театральному художнику.

– Я делал этот интерьер много лет назад, не был здесь уже давно и рад, что все это по-прежнему существует. Люди, которые меня пригласили сделать этот ресторан, – мои друзья. Здесь вообще была ситуация нестандартная. «Старая мансарда» – ресторан бизнес-центра, ориентированный в основном на бизнес-ланчи для сотрудников, на корпоративные вечеринки для своих.

– Таковы предлагаемые обстоятельства.

– Предлагаемые обстоятельства состоят в том, что мы находимся в подвале. А у вас есть ощущение подвала?

– Нет, конечно. Я понимаю, что мы спускались по лестнице.

– Мы глубоко спускались по лестнице, а сидим в мансарде. Была задача, сделать место отдыха, где люди могут отключиться от офисной обстановки, не выходя из бизнес-центра. Место отдыха в подвале – это все-таки мрачно, особенно для ежедневных обедов. Мы и сделали мансарду. Вот окошки, там еще раньше облака за ними бежали. Было очень красиво. Но облака отключили – у людей, которые на них смотрели, пропадало ощущение времени.

– Все равно, даже без бегущих облаков, здесь времени нет. Сегодняшнего времени.

– А вы знаете, что этот ресторанчик – единственный, который остался из тех, что я делал.

– Почему?

– Я уже говорил, не все любят театр.

[%4414%]– Но это же так здорово, попасть в мир, придуманный, необычный, отличающийся от того, который за окном.

– Это вам так кажется. Не все любят предлагаемые обстоятельства. В самых популярных ресторанах интерьеры стильные, но нейтральные. Рестораторы, нацеленные на бизнес, знают, что нравится большей части их публики. Знаете, что отталкивает людей от яркой стилизации, от театральности пространства? Такое пространство диктует человеку свои правила игры, делает его персонажем чужой пьесы. А человек этого не всегда хочет. Большинство хочет создавать свои обстоятельства, диктовать миру свои правила. Театр вообще требует от человека очень много, главное, сопричастности, включения, сопереживания. То есть дополнительной ответственности. Кино, телевидение требуют меньше.

– Поэтому у них аудитория шире. Вы ведь тоже не постоянно занимаетесь театром. Этот интерьер – только маленький пример, мелкий факт из творческой биографии.

– Наверное, я слишком много лет в театре. Знаете, меня уже не так активно туда и приглашают. Сейчас и театр меняется. И я тоже. Уже не могу быть просто функцией у режиссера, мне нужен совместный проект, равные условия творчества. Быть прорабом на пошиве костюмов – не мое. Работал с удовольствием с Мирзоевым, но ведь такое уже не может повториться. Иногда работаю с Жолдаком, проект прекрасный сделали, все фестивали объехали. Но уже думаю, работал бы с ним постоянно – уже бы расстались.

– Что действительно совсем нет приглашений?

– Есть одно. Александр Сокуров позвал делать с ним для Большого «Бориса Годунова». Но это будет не скоро.

А сейчас вместе с режиссером Олегом Тепцовым мы начинаем работу над большим телепроектом. Это будет серия исторических новелл о самых известных любовных треугольниках. Знаете, когда люди читают сценарии, они думают, это мы сами выдумали! Там такие потрясающие факты – и они реальные. И люди – исторические персонажи, они были, они не придуманные. Истории Блока, Маяковского, Коллонтай.

Вы знаете, в чем причина непопулярности России, как туристической страны? Нет, не только в том, что нет хороших гостиниц и война на Кавказе. Важен имидж, те бренды, имена, с которыми ассоциируется страна у иностранцев. И это не Чайковский. Я изучал специально этот вопрос. Наш бренд по-прежнему Сталин, Ленин, тирания, даже тот же самый медведь – не самое безобидное животное. Страна ассоциируется с чем-то диким. Да и здесь внутри страны, когда идет речь об истории, кого мы в первую очередь вспоминаем?

– Вы хотите таким сериалом изменить восприятие страны?

– Я хочу, чтобы персонажи – реально жившие люди – постепенно вошли в массовое сознание, становились новыми культурными брендами. Сколько уже можно о тиранах?

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Гуськов: «Старость наконец вышла из-под запрета»

    Актер Театра им. Вахтангова Алексей Гуськов рассказал в своем инстаграме о том, что впервые попробовал себя в роли фотомодели. «Театрал» решил не оставаться в стороне и попросил артиста поделиться впечатлениями. – Да, это был новый опыт. ...
  • Вадим Верник: «Черный – оптимистичный цвет»

    Вадим Верник – из тех театральных деятелей, чей стиль в одежде всегда узнаваем. В этом ему помогают элегантность образов и лаконичность силуэта. На сей раз «Театрал» поговорил с журналистом и заместителем художественного руководителя МХТ им. ...
  • Актёр «Сатирикона» Даниил Пугаёв: «Меня много не бывает»

    Даниил ПУГАЁВ поступать в театральный приехал из Читы, решение не было спонтанным: он успел отслужить в армии и поработать слесарем в локомотивном депо. Несмотря на то, что семья это решение не особенно разделяла, Даниил добился своего, и сегодня он – актер «Сатирикона» с целым рядом первоклассных ролей. ...
  • Владислав Миллер: «Стиль – это правила жизни»

    Владислав Миллер говорит, что при поступлении в колледж Олега Табакова его показ прервал сам Олег Павлович и сказал дружелюбно: «Садись, старик!» Сейчас о том моменте он вспоминает с улыбкой, а тогда казалось, будто мир перевернулся и начинающий артист потерял свой последний шанс. ...
Читайте также