Бабий дом

«Современник» ищет женское счастье

 

Одной из последних ролей замечательной эфросовской артистки Антонины Дмитриевой был моноспектакль по рассказу Павла Нилина «Впервые замужем». На Малой сцене Театра на Малой Бронной актриса приглашала на домашнее чаепитие зрителей, угощала их пирогами и рассказывала свою жизнь. Женская доля типовой советской лимитчицы не могла оставить равнодушными советских зрительниц. Похожие чувства испытываешь теперь на Другой сцене «Современника». Ведь роман Елены Чижовой «Время женщин» тоже рождался из семейных чаепитий.
Алена Бабенко в образе простоватой деревенской девчонки, приехавшей в конце 1950-х в Ленинград, по-хозяйски вытирает мокрые руки о фартук, откидывает со лба непослушные волосы, ногой в шерстяном носке выдвигает из-под плиты эмалированное ведро и начинает чистить лук. На плите шкворчит сковородка. Дымится кастрюля с водой. Бабенко говорит быстро, перекатывая гласные, как камушки по воде, говорок деревенский, уютный, домашний, которому идет и распространяющийся по залу запах жареного лука, и жаркий пар над плитой. Повесть Елены Чижовой «Время женщин» получила «Русского Букера» и давно просится на сцену или на экран. Книга написана от первого лица, хотя первых лиц здесь двое – мать Антонина и дочь ее Сюзанна-Софья, которая продолжит рассказ матери из сегодняшнего дня. Обеих героинь играет Алена Бабенко, за несколько лет жизни в «Современнике» выросшая в большую актрису, актрису разноплановую, разножанровую и очень честную. Честность в актерской профессии выражается в абсолютной самоотдаче, в максимальном погружении в образ, во время, в само течение сюжета. Бабенко в своих последних театральных работах удивляет именно своей немодной нынче честностью.

Ее партнерши по спектаклю – великолепные артистки, что называется с традициями, и не простые женщины. В ролях трех старух, соседок по коммуналке, принявших и вырастивших дочку непутевой Антонины, – Светлана Коркошко, Людмила Крылова и Таисия Михолап. Старухи это не простые – а питерские, пережившие не одну войну, пережившие блокаду, сохранившие в себе звуки и запахи давно ушедшей, сброшенной в небытие эпохи. У каждой своя судьба, своя история потерь, свой путь к одиночеству. Стосковавшиеся по большим ролям актрисы работают не спеша, с оттяжечкой. Словно стремясь максимально продлить свое присутствие на сцене, свое общение с залом, который, конечно же, помнит эти лица и эти голоса: грудной, низкий – Коркошко и нежный, лиричный – Крыловой. «Современник» – женский театр, и женщины в нем – уникальные. Режиссер Егор Перегудов придумал спектакль нежный, поэтичный, несмотря на жесткость и трагичность происходящих в нем событий, на количество смертей, случившихся до начала повествования и во время его. Несмотря на удушливый коммунальный быт, на мрачные предчувствия, на ощутимый запах старости и смерти.

Женщины, мечтающие о счастье, создают его своими руками из всего, что подвернется под руку, – от гнилой картошки до придурковатого заводского плейбоя Николая (Сергей Гирин), от пластинки американской певицы Билли Холидей до галантного старика Соломона Захаровича (Рогволд Суховерко). Мир, любовно сотворенный женщинами в отдельно взятой питерской коммуналке, – идеален. Он весь светится любовью, заботой, чистотой, искренностью. В этом мире даже самые фантастические мечты обретают реальность, и даже страшные сказки, которые по очереди рассказывают своей немой внучке старухи, кажутся праздничной феерией. И прекрасный принц на белом коне или с алыми парусами обязательно появится и закружит тебя в объятиях и унесет в маковое поле. В реальности же  – трусоватый и глуповатый Коля и профсоюзная халда Зоя Ивановна (неузнаваемая Инна Тимофеева), компенсирующая недостаток собственной личной жизни активным вторжением в чужую.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также