Ноги, вид в профиль

Поклонникам танца в минувшем сезоне было что смотреть

 

Период с сентября 2010-го по июль 2011-го по насыщенности балетными событиями был весьма плотным. Среди потока названий и имен проскользнуло несколько ярких, остающихся в памяти надолго. Кроме того, часто будоражили общественность административные перемены в московских театрах.
Сезон начался с концерта в Кремле, который назывался «Звезды XXI века» и соединял парад балетных номеров с выдачей премий балеринам (пять умопомрачительных шуб). Шубы были заслужены: знаменитые Дина Вишнева и Люсия Лакарра на концерте сияли, как кометы в небе. Большой театр отчитался премьерой: «Рубины» Баланчина, первый балет программы, показал, откуда растут ноги во второй новинке – «Хермане-Шмермане» Форсайта. Опус француза Прельжокажа (совместный проект его труппы и ГАБТа) как-то не пришелся ко двору в России, напугав общественность государственными флагами многих стран, в которые заворачивались исполнители, и слухами о развратной «обнаженке», запрещенной дирекцией в последний момент. Не вдохновил критику и «драмбалет» Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии»: музыка Леонида Десятникова получила гораздо больше комплиментов, чем зрелище. Из двух больших концертов – гала «Россия – Франция» и проект «Отражения» – второй выиграл с большим отрывом, предложив международную команду звезд, внятную концепцию и эксклюзивный, во многом удачный репертуар.

Однако интерес к танцу в Большом театре затмился скандалом и переполохом. Скандал произошел с управляющим балетной труппой, ставшим жертвой интернет-терроризма. Дирекция и общественность получили рассылку вполне безобидных, но игривых фотографий сексуального характера с участием управляющего, который тут же подал в отставку. Одновременно закончился контракт у худрука балетной труппы Юрия Бурлаки, и продлевать его стороны не имели желания. Балетная труппа в одночасье осталась без руля и без ветрил, тем более что долгие переговоры с Махаром Вазиевым (он должен был занять место Бурлаки) закончились ничем: Вазиев, трудоустроенный в миланском театре «Ла Скала», не проявил особого рвения. Кризис разрешился рокировкой: во главе Большого балета встал его бывший премьер Сергей Филин, покинувший ради этого аналогичную должность в Московском музыкальном театре. А взамен Филина музыкальный театр выписал Игоря Зеленского, возглавлявшего балет Новосибирска. За Филиным в Большой потянулись ведущие артисты. Так, превосходный танцовщик Семен Чудин, украсивший труппу на Большой Дмитровке, теперь будет работать на Театральной площади. Закончился сезон в ГАБТе показом двух балетов, поставленных культовыми европейскими мастерами: молодой Уэйн Макгрегор дал театру балет «Хрома», а легендарный Иржи Килиан – «Симфонию псалмов». Получилось сочетание молитвы (Килиан) с научным исследованием (Макгрегор).

Клубок организационных треволнений не помешал столичному музыкальному театру достойно провести сезон. Во-первых, был балет Йормы Эло «Затачивая до остроты»: опусы известного финна до сих пор в России не ставились. Во-вторых, премьера «Русалочки» Джона Ноймайера вызвала шквал зрительского успеха: билеты на «Андерсена для взрослых» продаются за два месяца вперед. Прошла великолепная «Жизель» с именитыми гостями: в главных партиях танцевали Евгения Образцова (Мариинский театр) и Матье Ганьо (Париж). А подготовка одноактного шедевра Начо Дуато «За вас приемлю смерть» показала, что труппа успешно осваивает европейскую хореографию.

Среди запомнившихся событий сезона – юбилей Майи Плисецкой: он был славен присутствием самой Майи Михайловны. Порадовал международный балетный приз «Бенуа де ла Данс»: не суть важно, кого там наградили, зато концерты показали качественные. Мариинский театр привозил балеты «Анна Каренина» и «Спартак», выдвинутые на «Золотую маску»: ни тот, ни другой опус не потрясли воображение, хотя Толстой преобразован Алексеем Ратманским, а Древний Рим расцвечен Леонидом Якобсоном, советским балетным классиком. Чеховский театральный фестиваль представил труппы Мерса Каннингема, Элвина Эйли и Мозеса Пендлтона из США и компанию Мэтью Боурна из Лондона, что дало цветущее разнообразие: афроамериканские пляски сочетались с холодной замкнутостью поисков современного танца, с вариантом «шоу танцующих костюмов» и с английским юмором балета «Золушка», действие которого происходило во времена Второй мировой войны.



Фестиваль современной французской хореографии и программы фестиваля российского современного танца «Цех» дали возможность познакомиться с новейшими поисками, среди которых били и интересные. Увы, лучшие работы «Цеха» связаны с приглашением иностранных хореографов. Гастроли балета Михайловского театра снова привлекли внимание к Начо Дуато: его пленительные балеты теперь в афише петербургской компании, которую испанец не так давно возглавил. Но еще больше Дуато порадовал в исполнении его бывшей труппы: приезд Национального театра танца Испании стал ярким событием сезона. А если учесть, что в этот же период мы видели Американский балетный театр (впервые за полвека) и балет Парижской оперы, следует признать: сезон оказался на редкость богатым. За короткий отрезок времени посмотреть, как танцуют Дэвид Холберг и Марсело Гомес, Николя ле Риш и Хосе Мартинез, увидеть постановки Джерома Роббинса, Ролана Пети и Мориса Бежара – это не скоро забудешь. Жаль только, что в наших театрах балеты упомянутых мастеров идут не так часто, как хотелось бы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также