Танцы с Ван Гогом

В музыкальных театрах Москвы начинается новый сезон

 
Геннадий Янин и Мария Александрова в балете «Винсент»

Как правило, вал событий в оперно-балетной сфере столица переживает с глубокой осени. До этого театры постепенно раскачиваются, не торопясь с премьерами. Нынешний сентябрь – исключение из многолетнего правила. Балетоманам и меломанам стоит обратить внимание на афишу ближайших дней.
Большой театр начнет сезон в конце будущего месяца, но до этого – с 6 по 10 сентября – здесь пройдут гастроли Королевского мадридского театра «Реаль» с оперой Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони». Спектакль для московских гастролей отобрал Жерар Мортье – нынешний интендант мадридской компании, культовая фигура в мире музыкального театра: в былые годы он возглавлял Зальцбургский фестиваль и Парижскую оперу. Мортье любит говорить, что театр – это «вопрос страсти», и броское решение оперы Вайля тому порукой. Воображаемый город преступников Махагони, в котором правит культ удовольствия, у испанцев символически сложен из мусора и отходов: это сочная сатира на издержки цивилизации, а по содержанию партитуры – смесь традиционной оперы, джаза и атональной музыки. За дирижерским пультом будет Теодор Курентзис.

Юбилейный сезон Музыкального театра имени Бориса Покровского (в январе исполняется 100 лет со дня рождения основателя) откроется 8 сентября премьерой комической оперы Альберта Лортцинга «Царь и плотник» (1837). Смешная история о похождениях Петра I в Голландии у нас в стране появилась лишь в 1907 году: ранее действовал запрет на сценический показ царей из династии Романовых. Премьеру готовит немецкий постановщик Ханс-Йоахим Фрай. А 20 сентября здесь же сыграют спектакль, объединивший две монооперы: «Записки сумасшедшего» российского композитора Юрия Буцко и знаменитый «Человеческий голос» француза Пуленка.

Оригинальный проект задумала прима Большого театра Мария Александрова – 8 сентября она показывает балет «Винсент», посвященный Ван Гогу. Музыку к проекту написал молодой московский композитор Григорий Варламов. Объявлено, что «спектакль поставлен по мотивам 20 известнейших полотен» художника, а упомянутые артисты «исполняют все партии, каждые несколько минут меняя образ». Вокруг балета напустили таинственность: скрывается даже имя хореографа, зато партнер балерины Геннадий Янин на рекламных фотографиях позирует в роли Ван Гога с «отрезанным» ухом.

В Москву приедет Ростовский музыкальный театр – аж с пятью названиями. Гастроли продлятся с 12 по 17 сентября. Как и проект Александровой, показы ростовчан пройдут на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Начав с «Князя Игоря» в постановке питерского режиссера Юрия Александрова, театр перейдет к балетам «Гамлет» и «Драма на охоте» (по Чехову), сделанным Алексеем Фадеечевым – бывшим премьером Большого театра, ныне худруком ростовского балета. Кроме того, будут опера «Царская невеста» и оперетта Дунаевского «Белая акация».

Грандиозный балетный вечер назначен на 17 и 18 сентября в Кремлевском дворце. Это бенефис знаменитой балерины Дианы Вишневой, приуроченный к ее личному юбилею – 15-летию творчества. Поздравить приму приедет знаменитая канадская труппа La La La Human Steps, представляющая мировую премьеру спектакля «Новая работа Эдуарда Лока». Этот знаменитый хореограф, ставящий танцы с сумасшедшей скоростью движения, соединил два мифологических сюжета: он скрестил «Дидону и Энея» с «Орфеем и Эвридикой», а музыку Перселла – с Глюком. В главной партии, естественно, Вишнева. Намечен и блестящий концертный дивертисмент: организаторы обещают «лучшие произведения современной хореографии в исполнении ведущих прим и премьеров планеты», от Берлинского балета до труппы Мориса Бежара. И что важно: программа не повторяется, во втором отделении концертов в оба дня будут представлены разные номера.

C 8 по 18 сентября в Большом зале Консерватории и Концертном зале имени Чайковского пройдет Третий фестиваль Российского национального оркестра. Это единственный в России проект такого рода: вокруг программ известного коллектива собираются звезды музыки и оперы, а программа варьируется в диапазоне от камерных ансамблей и балетов до джазовых, симфонических и оперных концертов. В нынешнем фестивале участвуют всемирно известные личности – скрипачка Сара Чанг, певицы Веселина Казарова и Сара Кобурн, певцы Лоуренс Браунли и Сергей Лейферкус, дирижер Томас Зандерлинг. Будет много музыки Моцарта и арий композиторов «бельканто». Вечер 11 сентября почтит память жертв террористических актов, произошедших в США десять лет назад. Будет исполнена симфония «Каддиш» Леонарда Бернстайна: композитор посвятил симфонию Джону Кеннеди, убитому незадолго до премьеры сочинения. В финале фестиваля прозвучит «Реквием» Верди с международной командой певцов, дирижирует Михаил Плетнев.

С оперой связан и другой проект: в рамках Года Италии в России с 12 по 17 сентября пройдет Международный конкурс певцов – исполнителей итальянской оперы Competizione dell’opera. С 2001 года конкурс проводился в Дрездене, но теперь полуфинал и финал впервые пройдут за пределами Германии, в Большом театре. Участники должны подготовить по шесть итальянских арий, от старинной музыки до современных опер, а оценивать их специфическое мастерство будет жюри, в котором работают оперные режиссеры, певцы, директора фестивалей и менеджеры.

Сентябрьская афиша завершится красивым балетным аккордом – гастролями французской танцевальной компании Монтальво-Эрвье. С 29 сентября по 1 октября балет «Орфей» можно будет увидеть в Музыкальном театре, в рамках «долгоиграющего» фестиваля современного танца Dаnce Inversion. Французский балет – это крутой коллаж из акробатов, мимов, классических танцовщиков, хип-хопа и африканского танца. Старинные и новейшие трактовки мифа о влюбленном певце замешаны на живом пении и видеоинсталляциях. Финал, несмотря на личную драму Орфея, оптимистический: одноногий главный герой, как гласит гастрольный буклет, преодолеет свое увечье силой искусства.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также