Фаина Раневская вернется в свой дом

После публикаций «Театрала» в Таганроге наконец-то появится музей великой актрисы

 

Великая уроженка Таганрога Фаина Раневская с возрастом все чаще повторяла: «Бог мой, как я стара – я еще помню порядочных людей». Она имела в виду не только Качалова, Ахматову, Станиславского, но и жителей Таганрога, которые окружали ее в детстве… В конце жизни она, например, писала в дневнике: «В нашем городе очень любила старика, доброго, веселого, толстого грузина-полицмейстера. Дни и ночи мечтала, чтобы полицмейстер, плавая в море, стал тонуть и чтобы я его вытащила, не дала ему утонуть и за это мне дали медаль, как у нашего таганрогского дворника».
«Театрал» продолжает следить за судьбой дома в Таганроге, где прошли детство и юность Фаины Раневской. В следующем году здесь появится музей: после материалов, опубликованных в минувшем году в «Новых Известиях» и в журнале «Театрал», администрация Таганрога решила вопрос с расселением жильцов, подготовила проект реконструкции помещения. Дело остается, казалось бы, за малым – нужно всего лишь создать экспозицию в мемориальных комнатах. Тем более что все экспонаты для этого есть (после смерти актрисы в Таганрог передали множество личных вещей и целый мебельный гарнитур из ее квартиры на Котельнической набережной). Но, увы, экспозиция здесь появится в лучшем случае не раньше 2012 года.

Как сообщал «Театрал», о таганрогском наследии Фаины Раневской разговоры идут без малого двадцать лет. Местные власти любят подчеркивать, что гордятся своими земляками. Однако вопрос о полноценном, официальном музее Раневской решается уже давно.

Сперва в доме, где великая актриса прожила 22 года, появилось что-то вроде частного музея: профессор местного вуза Николай Заграй занимал несколько комнат во втором этаже (как раз в той части, где прошло детство Раневской) и любезно пускал в свою квартиру всех желающих. Так, по деревянным ступеням этого дома на второй этаж поднимались Смоктуновский, Юрский, Козаков, Евстигнеев, Невинный, Ефремов, Саввина и многие другие артисты, приезжавшие с гастролями на родину Чехова. Стыдно было правду говорить, что музея никакого нет. Разве что старался профессор всячески сохранить дореволюционные черты своего интерьера: отреставрировал мраморный камин, побелил лепнину на потолках, принес с чердака старинные кресла… Сохранил он даже медные шпингалеты на окнах и не стал менять их на алюминиевый ширпотреб, а по многочисленным просьбам положил при входе в свой дом книгу отзывов. За долгие годы она заполнилась откликами известных людей, но через все страницы рефреном звучит одна и та же просьба: «Сохраните память о великой Раневской». Заграй хранил как мог. Защищал этот дом от коммерсантов. Его не смущали ни звание, ни статус человека. Достаточно резко отказал он и певцу Сергею Пенкину, когда тот однажды появился на пороге и тоже предложил продать ему квартиру.

Долгие годы Николай Заграй боролся за мемориальный статус своей квартиры, но пару лет назад все же продал ее таганрогскому предпринимателю Армену Егеозаряну, поскольку тот намеревался подарить квартиру городу. Как это ни странно, но предприниматель и в самом деле сделал столь дорогой подарок для Таганрога, сославшись на то, что живет в этом городе и заботится о его культурном облике. Правда, разместил в квартире Раневской свой временный офис.

«После ваших публикаций ситуация изменилась, – говорит начальник отдела культуры администрации Таганрога Елена Шелухина. – Предприниматель закрыл свой офис и окончательно передал квартиру в дар городу. Теперь это муниципальная собственность. Мы провели опись имущества, на дверях повесили замки. Но главное – у нас готовы две проектно-сметные документации. Первая – на ремонт квартиры, фасада и лестницы, а вторая – на создание музейной экспозиции. Иначе говоря, мы сделали два больших шага. Теперь остается ждать».

На вопрос «Театрала», почему дело снова затягивается, Елена Шелухина ответила: «Мы ведем речь о создании музея, а в Таганроге все музеи областные. Значит, и музею Раневской по логике вещей желательно быть объектом областного подчинения. Мы написали письма в министерство культуры Ростовской области, встречались с руководителями областной администрации, и они с нами согласились: действительно, такая жемчужина должна быть на балансе у области. То есть мы хотим присоединить квартиру к нашему музею-заповеднику. Но для этого нужны деньги. Думаю, в течение года этот вопрос окончательно решится».

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также