Служанка-госпожа

Почему сказка про Золушку актуальна во все времена

 

Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил в бенефис Ольги Богдановой комедию Бронислава Нушича «Госпожа министерша». Поставил с размахом, задействовав в спектакле все пространство большой сцены, и превратив его в городскую площадь, где играет четверка настоящих музыкантов и носится компания мальчишек.
Комедия «Госпожа министерша» из тех пьес, что обязательно обеспечат кассовые сборы. Ее сюжет никогда не потеряет актуальности: домохозяйка и мужняя жена Живка Попович, окончившая всего три класса школы, в одночасье превратилась во влиятельную светскую даму, поскольку ее супруга вдруг назначили министром. Живка стала ездить в министерском автомобиле, завела себя визитные карточки, где значилось, что она – «госпожа министерша», принялась добывать родственникам важные посты и попыталась поменять в доме все – от мебели до зятя. Аналогии с нынешними российскими реалиями напрашиваются сами собой. Но Морозов не из тех режиссеров, что осовременивают пьесы. Он идет вслед за автором, сохраняя эпоху и колорит.

О Сербии мы знаем немного, поэтому «Госпожа Министерша» больше похожа на сказку. А Живка (в исполнении Ольги Богдановой) сначала напоминает скромную Золушку: носит войлочные тапки, вытирает руки о передник и пытается выпросить у родственницы денег взаймы. А потом превращается в барственную министершу: щеголяет броскими нарядами, меняя платья от сцены к сцене, и бесцеремонно командует чиновниками. Живка хочет переделать мир на свой лад, плетет интриги и очень довольна собой. Но торжество длится недолго. Как положено в сказке, министерша снова становится Золушкой.

Большое пространство сцены и огромный зал Театра Армии диктует актерам свои законы существования и игры. На такой сцене не удастся плести «психологические кружева» или демонстрировать тонкие нюансы поведения: зрители их просто-напросто не увидят. Поэтому актерам приходится играть максимально выразительно, усиливая эмоции и акценты, которые в камерном пространстве показались бы излишними.

Морозов придумывает для каждого из них какую-нибудь комическую или характерную, запоминающуюся деталь. К примеру, компания родственников, явившаяся Живке в дом, состоит из старцев в бараньих папахах и перезрелых дам на грани нервного срыва. А служанка министерши Ганка превращается в роковую красотку наподобие Кармен.

Комическую атмосферу дополняет толпа прохожих, снующих вокруг дома Поповичей. Они то сбиваются в революционные демонстрации, то пляшут под аккордеон, скрипку и ударные, лихо наяривающих бодрые мотивы. Порой кажется, что смотришь не спектакль, а один из фильмов Федерико Феллини, наполненных ностальгией о его детстве в итальянской провинции.

Устроенная на сцене кутерьма особенно сильно подчеркивает контраст между весельем толпы и расстройствами Живки в финале. В голосе актрисы звучат почти трагические ноты. Ее можно понять: ужасно не хочется вновь становиться служанкой, если удалось хотя бы недолго побыть госпожой.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также