Грузинский конфликт

Лермонтовского «Мцыри» в Москве представили с помощью единоборств

 

Режиссер Константин Мишин, поставивший в «Школе драматического искусства» спектакль «Мцыри», – ученик Анатолия Васильева и потому в каждой из своих постановок проводит эксперимент. На этот раз в его трактовке «Мцыри» кардинально отличается от одноименной поэмы Лермонтова. Главного героя играют не один, а сразу три актера, причем все они выходят на сцену одновременно и сражаются бамбуковыми палками, используя приемы восточных единоборств.
«Мцыри» Лермонтова построен как монолог с линейно развивающимся сюжетом. Грузин-послушник православного монастыря бежит оттуда во время грозы в надежде добраться до родных мест. В пути сражается с барсом, убивает его, но через несколько дней и сам умирает от ран, полученных в этой схватке.

Каким бы хрестоматийным ни был сюжет, его трудно представить в сценической интерпретации. Чтобы перевести текст на театральный язык, Мишин сначала разделил образ героя на три ипостаси. Одна – Мцыри, Окрыленный надеждой (Евгений Поляков) передает настроение послушника, когда тот сбежал из монастыря (кстати, мцыри – по-грузински и означает «послушник»). Актер играет начало поэмы. Другая – Мцыри Борьбы (Георгий Фетисов) показывает героя в тот момент, когда он борется с барсом и читает середину монолога. Последняя ипостась – Мцыри Поверженный (его играет сам Константин Мишин) – герой в заключительной части, когда он заканчивает свой монолог. Всех трех Мцыри режиссер одновременно выводит на сцену, как будто сталкивая друг с другом. Каждый из них играет свою роль и произносит фрагмент поэмы, относящийся к его роли. В результате получается нечто похожее на мистерию с ее принципом одновременного действа.

Фрагменты поэмы переплетаются друг с другом, порой звучат по нескольку раз, образуя непривычную композицию. Актеры читают стихи резко, отрывисто, в характерной для васильевского стиля манере: они как будто бросают друг в друга лермонтовские фразы.

Словесным поединком дело не ограничивается. Мцыри в трех лицах ведет непрерывную борьбу с барсом (его играет тренер по боевым искусствам Константин Астафьев). Актеры дерутся бамбуковыми палками, железными серпами, заметно, что они неплохо владеют разными стилями восточных единоборств. Похожи они при этом не на лермонтовского православного монаха, а скорее на последователей школы Шао-Линь. О том, что дело происходит не где-то в горах Тибета, а в грузинском монастыре, напоминают старинные песнопения (в паузах между поединками их исполняет хор, одетый в монашеские рясы) и стена декорации, похожая на потемневшие от времени фрески. Дополнительный колорит действу придает музыка композитора Александра Маноцкова, стилизованная под старину.

Мишин пришел в режиссуру из хореографии современного танца, и в его спектакле танец и пластика играют не менее важную роль, чем поединки. Участники спектакля то сплетают тела в причудливых и выразительных движениях, то хаотично перемещаются по сцене. В спектакле играют не только мужчины, но и шесть женщин. Они изображают хрупких грузинок, напоминающих ангелов, а затем превращаются в злобных ведьм, будто сошедших с «Капричиос» Гойи. Ведьмы кружат вокруг раненого Мцыри, так и норовя порезать его серпами.

Присутствие женщин на сцене не влияет на ход событий. Спектакль Мишина не о взаимоотношениях противоположных полов. Это история о вечном поединке мужчины с судьбой и с самим собой.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также