Режиссер Павел Сафонов, поставивший мольеровского «Тартюфа» в Театре на Малой Бронной, не только пригласил на заглавную роль Виктора Сухорукова, но и собрал для спектакля интересную актерскую команду из разных театров, превратив героев комедии в подобие марионеток, которыми ловко манипулирует Тартюф.
Мольеровская история о том, как лицемерный святоша сначала обманом втерся в дом Оргона, пытался соблазнить его жену, чуть не женился на дочери хозяина и выгнал из дому его сына, а потом чуть было не лишил Оргона имущества, в спектакле до неузнаваемости изменилась. Случилось это оттого, что Сухоруков играет вовсе не притворщика и не ханжу. Его Тартюф – битый жизнью человек, привыкший приспосабливаться к любой ситуации. Как ящерица-хамелеон, меняющий раскраску в зависимости от окружающей среды, герой Сухорукова в любых обстоятельствах с блеском играет ту роль, которая ему сейчас досталась.
В начале спектакля Тартюф похож на юродивого. Существо без возраста и без пола носит серое бесформенное тряпье, ходит бочком и склонив голову, передвигается по дому так осторожно, будто каждую минуту ждет подвоха. Тартюф истово бьет поклоны и с наслаждением кается во всех мыслимых и немыслимых грехах. Преданно смотрит в глаза другу – Оргону (Александр Самойленко) и как преданный пес кладет голову ему на колени. К жене Оргона Эльмире (Ольга Ломоносова) относится с благоговением: для Тартюфа счастье потрогать край ее платья или дотронуться до кончика туфельки. В общем, не произнеси герой Сухорукова мимоходом: «Но все же я мужчина», – можно было бы подумать, что он способен только на платоническое, бестелесное обожание.
Но едва Тартюфу улыбается удача (Оргон передал ему права на имущество) и перед нами совсем другой человек. Герой осанист, исполнен собственного достоинства и гордо выступает, демонстрируя дорогой костюм с внушительным гульфиком на штанах. В Тартюфе даже появляется что-то инфернальное, смотреть на него смешно и жутковато. Особенно когда он, будто злодей из фильма ужасов, пьет вино, демонстративно облизывая капли с бокала.
К Эльмире он по-прежнему неравнодушен, но ведет себя с ней гораздо бойчее. Поэтому сцена ее соблазнения превратилась в отдельный «танцевальный спектакль в спектакле». А Тартюф Сухорукова, мгновенно превратившись в знойного мачо, картинно раздевается, щеголяя в ярком исподнем корсете, длинных трусах и ярко-желтых носках. Чем и срывает зрительские аплодисменты. И пусть трепещет кокетка Эльмира, путается в своих чувствах недалекий Оргон, возмущается грубоватая служанка-оторва Дорина (Агриппина Стеклова), Тартюф все равно переиграет всех.
Но главный фокус режиссер приберег под занавес, переписав мольеровский финал. В оригинале Тартюфа с позором разоблачают и уводят в тюрьму. В спектакле все иначе. Героя сначала арестовывают, а чуть позже, нарядившись в желтую блестящую мантию, он провозгласит хозяевам справедливую волю короля. Видимо, Тартюф уже успел проникнуть во дворец и втерся в доверие к монарху.
В начале спектакля Тартюф похож на юродивого. Существо без возраста и без пола носит серое бесформенное тряпье, ходит бочком и склонив голову, передвигается по дому так осторожно, будто каждую минуту ждет подвоха. Тартюф истово бьет поклоны и с наслаждением кается во всех мыслимых и немыслимых грехах. Преданно смотрит в глаза другу – Оргону (Александр Самойленко) и как преданный пес кладет голову ему на колени. К жене Оргона Эльмире (Ольга Ломоносова) относится с благоговением: для Тартюфа счастье потрогать край ее платья или дотронуться до кончика туфельки. В общем, не произнеси герой Сухорукова мимоходом: «Но все же я мужчина», – можно было бы подумать, что он способен только на платоническое, бестелесное обожание.
Но едва Тартюфу улыбается удача (Оргон передал ему права на имущество) и перед нами совсем другой человек. Герой осанист, исполнен собственного достоинства и гордо выступает, демонстрируя дорогой костюм с внушительным гульфиком на штанах. В Тартюфе даже появляется что-то инфернальное, смотреть на него смешно и жутковато. Особенно когда он, будто злодей из фильма ужасов, пьет вино, демонстративно облизывая капли с бокала.
К Эльмире он по-прежнему неравнодушен, но ведет себя с ней гораздо бойчее. Поэтому сцена ее соблазнения превратилась в отдельный «танцевальный спектакль в спектакле». А Тартюф Сухорукова, мгновенно превратившись в знойного мачо, картинно раздевается, щеголяя в ярком исподнем корсете, длинных трусах и ярко-желтых носках. Чем и срывает зрительские аплодисменты. И пусть трепещет кокетка Эльмира, путается в своих чувствах недалекий Оргон, возмущается грубоватая служанка-оторва Дорина (Агриппина Стеклова), Тартюф все равно переиграет всех.
Но главный фокус режиссер приберег под занавес, переписав мольеровский финал. В оригинале Тартюфа с позором разоблачают и уводят в тюрьму. В спектакле все иначе. Героя сначала арестовывают, а чуть позже, нарядившись в желтую блестящую мантию, он провозгласит хозяевам справедливую волю короля. Видимо, Тартюф уже успел проникнуть во дворец и втерся в доверие к монарху.