Червь сомнения

Роман Виктюк устроил на сцене судебное разбирательство

 
Премьерой драмы «Коварство и любовь» режиссер отметил свое 75-летие. При этом он попытался закольцевать судьбу и вернуться в далекую юность – в те времена, когда текст Шиллера вызывал только лирические ассоциации.
Романтическую драму Шиллера Виктюк впервые поставил в 1970 году в Тверском (тогда Калининском) ТЮЗе. Поставил, как он сам шутит, «к столетию Владимира Ильича Ленина». Узнав о намерениях молодого режиссера, местное начальство тут же вызвало его в обком партии. Длинноволосый блондин в красном польском пиджаке грациозно выскочил на трибуну и без тени смущения заявил ошеломленным членам партии, что поставить «Коварство и любовь» ему завещал… Владимир Ильич Ленин. В доказательство он привел цитату из письма Клары Цеткин Надежде Константиновне Крупской, где Клара сообщает Наде, что «Володя мечтает, чтобы первой культурной акцией советской власти стала постановка драмы Шиллера Kabale und Liebe… Весь этот бред обкомовские работники выслушали в гробовом молчании, но возразить было нечего: так драма Шиллера была разрешена к постановке.

Видимо, руководствуясь ностальгическими чувствами, Роман Григорьевич решил повторить этот подвиг спустя сорок лет. От романтизма Шиллера не осталось и следа – Виктюк сделал жесткий трэш о цинизме и подлости мира, об искушении предательством, о том, как философия червяка разъедает сердца и превращает людей в агрессивных, безжалостных животных, лишенных сострадания и веры.

Черно-белое металлическое убранство сцены, зловещий грим персонажей, сапоги на толстой подошве, затянутые черными платками головы, лающая немецкая стилистика речи под аккомпанемент то группы «Раммштайн», то Марики Рекк – вот главные образы этого лязгающего, оглушающего спектакля (художник Владимир Боер). Главного интригана по имени Вурм Виктюк разрезал пополам – получились два червя (в переводе с немецкого «Вурм» – «червяк»), которые и управляют самыми темными, низкими инстинктами человеческой природы. Червяки проникают внутрь каждого героя и потихоньку начинают грызть его изнутри. Пораженные червями люди на глазах меняют свой облик, превращаясь в бесчувственных прагматичных монстров, для которых самыми ценными из человеческих проявлений остаются лишь ненависть, алчность, властолюбие.

Юный Фердинанд (Игорь Неведров) с этим искушением не справляется и, зараженный червивостью, убивает свою возлюбленную путем отравления принесенного ею лимонада. Единственная чистая душа спектакля – Луиза (Евгения Соляных) – до самого конца будет бороться за Фердинанда, но так и не сможет выдрать его из цепких червивых объятий.

Действие начинается стремительно, стремительно несется сквозь лязганье дверей и шум времени, подстегивается пронзительными зонгами вместо привычных монологов и накрывается огромной нависшей над сценой рубахой-саваном, погребая под собой всех участников. Бог словно отказывается от сотворенного им.

Идея Виктюка считывается очень быстро – жесткий агрессивный напор современного мира выталкивает на поверхность людей совершенно случайных, не способных ни к самопожертвованию, ни к любви. Им неведомы ни стыд, ни раскаяние, они раздирают этот мир на части, как гиены, делят между собой добычу и безжалостно расправляются с теми, кто встает у них на пути.

Жанр спектакля, как определил его режиссер, – «судебное разбирательство». На сцене есть и преступники, и жертвы, и даже орудия убийства. Но нет ни адвокатов, ни обвинителей, как, собственно, нет и самого суда. Видимо, основную долю ответственности за происходящее Виктюк перекладывает на зрителей, требуя от них единственно правильного вердикта. Но тут-то и главная ловушка, в которую заманивает нас режиссер – заманивает червяками, как рыбу. Вряд ли кто из сидящих в зале сможет дать четкие ответы на вопросы: что с нами происходит и кто в этом виноват? Уж слишком глубоко заполз червь сомнения – сомнения в собственной непогрешимости.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Неделя в кино: «1993», «Тим Талер и проданный смех», «Великая ирония»

    1993 Новый долгожданный фильм Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Обитель», «В Кейптаунском порту») про сложный и неоднозначный исторический период молодой России. Девяностые стали модной темой в современном молодом кинематографе еще со времен «Быка» или «Тесноты», 20-летние актрисы весело щебетали про классный стиль 90-х с их косухами, варенками и рукавами «летучая мышь». ...
  • Павел Сафонов: «Сейчас особенно важно знать, что или кого ты любишь»

    В театре «Современник» под конец прошлого сезона вышла премьера «Мещане». Почему в пьесе Горького многие вещи звучат сегодня «горячо, полемично, страстно», а противоречия в отношениях отцов и детей вырастают до масштабов высокой трагедии, мы поговорили с режиссером Павлом Сафоновым. ...
  • В Театре сатиры представили «Ивана Васильевича»

    Театр сатиры открыл 100-й сезон масштабной премьерой – 29 и 30 сентября на исторической сцене представили комедию «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова, убежденного, что «Булгакова нельзя расшифровывать исключительно в бытовом контексте». ...
  • Марина Брусникина: «Мы все время – в поиске новых проектов»

    Театр «Практика» начал сезон не на гостевой площадке, а, наконец, на своей, где два года шел ремонт. Побывали в обновленном пространстве (прогулка по закулисью – в следующем номере «Театрала») и узнали у Марины Брусникиной, как сверстались планы на предстоящий год. ...
Читайте также