Осенние перевертыши

Константин Богомолов назначил актрис на мужские роли

 

Свой спектакль «Лир» режиссер назвал комедией из столичного кокетства. Кажется, ему хотелось показать нечто далеко не смешное – противоестественный мир, противоестественную войну, противоестественную власть, противоестественную историю. На сцене петербургского театра «Приют комедианта» в осенние дни этого года он поставил спектакль, по сравнению с которым «Криминальное чтиво» – скромная комедия.
Совершив главный перевертыш (мужские роли отдал актрисам, а женские – актерам), он гарантировал принадлежность комедийному жанру на протяжении трех часов. Правда, смотреть, как женщины играют мужчин, не смешно, зато мужчины в женских ролях – источник для смеха надежный.

Из женских ролей наиболее интересен Лир в исполнении Розы Хайруллиной (приглашена из «Табакерки»). Перед нами маленький, сухощавый кремлевский самодур, поскольку действие происходит в бункере красного камня в начале 1940-х годов. Британскую сагу режиссер наложил на советский миф и подкрепил этот перевертыш игрой в имена. Например: Георгий Максимилианович Альбани, Самуил Яковлевич Глостер, Регана Лировна Корнуэлл… При этом литературная основа спектакля растянулась от Библии до Варлама Шаламова, а в качестве посла Европы (немца как такового, фашиста по обстоятельствам и воинственного французского короля, мужа Корделии) на сцену вступил сам Заратустра (Татьяна Богданова). А, например, Эдмонд превращен в андрогина, который соблазняет всех трех сестер и их мужей.

Спектакль начинен цитатами, которые, как из принтера, выскакивают в каждой сцене. Плюс разнообразные шутки, из коих особенно запоминаются два ужина с небутафорскими закусками. Первый – в самом начале, при отречении от власти короля больного раком (как и его страна, как и весь мир), и второй – прощальный с участием всех мертвецов трагедии (простите – комедии), весело продолжающих править, жрать и пить после победы 9 мая.

Придурковатого и наивного Лира к этому моменту увенчали золотым париком, заживо опрыскали лицо бронзой и навесили на великоватый пиджак звезду. Чем хорош этот Лир? В нем нет никакой величественности: Хайруллина – актриса большой житейской простоты и естественности. А поскольку Богомолов убрал из персонажей спектакля Шута, то сама Лир-Хайруллина компенсирует его отсутствие бравадой, лагерными присказками, застольными казачьими песнями и отборным матом.

Для зрителей с высокими духовными потребностями этот спектакль покажется высокоумным ребусом или крепко слаженным механизмом. То и другое, в отличие от органической природы персонажей, поддается разгадкам. Поставить под всеми цитатами подпись и связать всех в одну «семью» (в мафиозно-космическом смысле) – задача увлекательная. Однако сама Лир своим существованием в спектакле как бы просит: «Не мудрите, дяденька». Дяденька, то есть режиссер набросился на этого «Лира» с темпераментом пророка: успеть сказать все и обо всем, но вышло с оттенком суетливости.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
Читайте также