Осенние перевертыши

Константин Богомолов назначил актрис на мужские роли

 

Свой спектакль «Лир» режиссер назвал комедией из столичного кокетства. Кажется, ему хотелось показать нечто далеко не смешное – противоестественный мир, противоестественную войну, противоестественную власть, противоестественную историю. На сцене петербургского театра «Приют комедианта» в осенние дни этого года он поставил спектакль, по сравнению с которым «Криминальное чтиво» – скромная комедия.
Совершив главный перевертыш (мужские роли отдал актрисам, а женские – актерам), он гарантировал принадлежность комедийному жанру на протяжении трех часов. Правда, смотреть, как женщины играют мужчин, не смешно, зато мужчины в женских ролях – источник для смеха надежный.

Из женских ролей наиболее интересен Лир в исполнении Розы Хайруллиной (приглашена из «Табакерки»). Перед нами маленький, сухощавый кремлевский самодур, поскольку действие происходит в бункере красного камня в начале 1940-х годов. Британскую сагу режиссер наложил на советский миф и подкрепил этот перевертыш игрой в имена. Например: Георгий Максимилианович Альбани, Самуил Яковлевич Глостер, Регана Лировна Корнуэлл… При этом литературная основа спектакля растянулась от Библии до Варлама Шаламова, а в качестве посла Европы (немца как такового, фашиста по обстоятельствам и воинственного французского короля, мужа Корделии) на сцену вступил сам Заратустра (Татьяна Богданова). А, например, Эдмонд превращен в андрогина, который соблазняет всех трех сестер и их мужей.

Спектакль начинен цитатами, которые, как из принтера, выскакивают в каждой сцене. Плюс разнообразные шутки, из коих особенно запоминаются два ужина с небутафорскими закусками. Первый – в самом начале, при отречении от власти короля больного раком (как и его страна, как и весь мир), и второй – прощальный с участием всех мертвецов трагедии (простите – комедии), весело продолжающих править, жрать и пить после победы 9 мая.

Придурковатого и наивного Лира к этому моменту увенчали золотым париком, заживо опрыскали лицо бронзой и навесили на великоватый пиджак звезду. Чем хорош этот Лир? В нем нет никакой величественности: Хайруллина – актриса большой житейской простоты и естественности. А поскольку Богомолов убрал из персонажей спектакля Шута, то сама Лир-Хайруллина компенсирует его отсутствие бравадой, лагерными присказками, застольными казачьими песнями и отборным матом.

Для зрителей с высокими духовными потребностями этот спектакль покажется высокоумным ребусом или крепко слаженным механизмом. То и другое, в отличие от органической природы персонажей, поддается разгадкам. Поставить под всеми цитатами подпись и связать всех в одну «семью» (в мафиозно-космическом смысле) – задача увлекательная. Однако сама Лир своим существованием в спектакле как бы просит: «Не мудрите, дяденька». Дяденька, то есть режиссер набросился на этого «Лира» с темпераментом пророка: успеть сказать все и обо всем, но вышло с оттенком суетливости.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также