Осенние перевертыши

Константин Богомолов назначил актрис на мужские роли

 
Свой спектакль «Лир» режиссер назвал комедией из столичного кокетства. Кажется, ему хотелось показать нечто далеко не смешное – противоестественный мир, противоестественную войну, противоестественную власть, противоестественную историю. На сцене петербургского театра «Приют комедианта» в осенние дни этого года он поставил спектакль, по сравнению с которым «Криминальное чтиво» – скромная комедия.
Совершив главный перевертыш (мужские роли отдал актрисам, а женские – актерам), он гарантировал принадлежность комедийному жанру на протяжении трех часов. Правда, смотреть, как женщины играют мужчин, не смешно, зато мужчины в женских ролях – источник для смеха надежный.

Из женских ролей наиболее интересен Лир в исполнении Розы Хайруллиной (приглашена из «Табакерки»). Перед нами маленький, сухощавый кремлевский самодур, поскольку действие происходит в бункере красного камня в начале 1940-х годов. Британскую сагу режиссер наложил на советский миф и подкрепил этот перевертыш игрой в имена. Например: Георгий Максимилианович Альбани, Самуил Яковлевич Глостер, Регана Лировна Корнуэлл… При этом литературная основа спектакля растянулась от Библии до Варлама Шаламова, а в качестве посла Европы (немца как такового, фашиста по обстоятельствам и воинственного французского короля, мужа Корделии) на сцену вступил сам Заратустра (Татьяна Богданова). А, например, Эдмонд превращен в андрогина, который соблазняет всех трех сестер и их мужей.

Спектакль начинен цитатами, которые, как из принтера, выскакивают в каждой сцене. Плюс разнообразные шутки, из коих особенно запоминаются два ужина с небутафорскими закусками. Первый – в самом начале, при отречении от власти короля больного раком (как и его страна, как и весь мир), и второй – прощальный с участием всех мертвецов трагедии (простите – комедии), весело продолжающих править, жрать и пить после победы 9 мая.

Придурковатого и наивного Лира к этому моменту увенчали золотым париком, заживо опрыскали лицо бронзой и навесили на великоватый пиджак звезду. Чем хорош этот Лир? В нем нет никакой величественности: Хайруллина – актриса большой житейской простоты и естественности. А поскольку Богомолов убрал из персонажей спектакля Шута, то сама Лир-Хайруллина компенсирует его отсутствие бравадой, лагерными присказками, застольными казачьими песнями и отборным матом.

Для зрителей с высокими духовными потребностями этот спектакль покажется высокоумным ребусом или крепко слаженным механизмом. То и другое, в отличие от органической природы персонажей, поддается разгадкам. Поставить под всеми цитатами подпись и связать всех в одну «семью» (в мафиозно-космическом смысле) – задача увлекательная. Однако сама Лир своим существованием в спектакле как бы просит: «Не мудрите, дяденька». Дяденька, то есть режиссер набросился на этого «Лира» с темпераментом пророка: успеть сказать все и обо всем, но вышло с оттенком суетливости.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Неделя в кино: «1993», «Тим Талер и проданный смех», «Великая ирония»

    1993 Новый долгожданный фильм Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Обитель», «В Кейптаунском порту») про сложный и неоднозначный исторический период молодой России. Девяностые стали модной темой в современном молодом кинематографе еще со времен «Быка» или «Тесноты», 20-летние актрисы весело щебетали про классный стиль 90-х с их косухами, варенками и рукавами «летучая мышь». ...
  • Павел Сафонов: «Сейчас особенно важно знать, что или кого ты любишь»

    В театре «Современник» под конец прошлого сезона вышла премьера «Мещане». Почему в пьесе Горького многие вещи звучат сегодня «горячо, полемично, страстно», а противоречия в отношениях отцов и детей вырастают до масштабов высокой трагедии, мы поговорили с режиссером Павлом Сафоновым. ...
  • В Театре сатиры представили «Ивана Васильевича»

    Театр сатиры открыл 100-й сезон масштабной премьерой – 29 и 30 сентября на исторической сцене представили комедию «Иван Васильевич» в постановке худрука Сергея Газарова, убежденного, что «Булгакова нельзя расшифровывать исключительно в бытовом контексте». ...
  • Марина Брусникина: «Мы все время – в поиске новых проектов»

    Театр «Практика» начал сезон не на гостевой площадке, а, наконец, на своей, где два года шел ремонт. Побывали в обновленном пространстве (прогулка по закулисью – в следующем номере «Театрала») и узнали у Марины Брусникиной, как сверстались планы на предстоящий год. ...
Читайте также