В декабре в Центральном доме актера уже в четвертый раз пройдет торжественная церемония вручения наград «Звезда Театрала», учрежденная журналом «Театрал» и газетой «Новые Известия». Победители получат фарфоровые статуэтки знаменитого дизайнера Фабрицио Сманиа от старинной чешской мануфактуры Rudolf Kampf (мим в черном костюме, держащий в руках золотую звезду в 24 карата).
Напомним, что «Звезда Театрала» – единственная в российской столице премия, где номинантов предлагают сами зрители, затем из поступивших заявок формируется шорт-лист и выставляется для голосования. В разные годы лауреатами премии становились Олег Басилашвили, Вера Васильева, Владимир Этуш, Александр Ширвиндт, Олег Табаков, Валентин Гафт, Петр Фоменко, Александр Филиппенко, Мария Аронова, Марат Башаров и многие другие. Кому достанутся награды в этот раз – покажет голосование, которое проводилось на сайте журнала www.teatral-online.ru.
Представляем претендентов в очередных номинациях…
Лучший музыкальный спектакль
«Кастинг»
Театр Моссовета
Взяв за основу либретто Джеймса Кирквуда, режиссер Юрий Еремин написал пьесу «Кастинг» и поставил ее на сцене Театра имени Моссовета. На главную роль пригласил Аллу Сигалову, которая также стала хореографом–постановщиком спектакля и за месяцы репетиций добилась от всех участников отличного уровня танца. Свою роль Сигалова играет с сочувствием, пониманием и иронией. Она кокетничает и капризничает как примадонна и общается с участниками с железной несгибаемостью укротителя тигров. Однако постепенно за несколько карикатурной внешностью «столичной штучки» проступает усталая женщина, слишком хорошо знающая что почем; привыкшая все и вся держать под контролем. Эта героиня хорошо знает, что стоит ослабнуть ее воле (или ее несгибаемой спине), и – все рухнет. Рано или поздно так и будет… Но пока – музыка, маэстро!
«Человеческий голос»
«Школа драматического искусства»
Опера «Человеческий голос» была написана Франсисом Пуленком в 1958 году. За основу композитор взял уже известную к тому времени пьесу поэта, драматурга, режиссера и художника Жана Кокто. «Человеческий голос» – это драма женщины, оставленной своим возлюбленным, рассказанная в форме диалога по телефону с мужчиной, голоса которого зритель не слышит. Вслед за Жаном Кокто создатели спектакля превращают этот сюжет из мелодраматического в мифологический. Зрителю самому предстоит решить, что происходит на сцене – спектакль или концерт, трагедия отвергнутой женщины или притча о любви, которая сильнее разлуки, обиды и мести.
«Русалочка»
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко
Историю о несовпадениях человеческих страстей хореограф Ноймайер поставил к 200-летию со дня рождения Андерсена, вдохновившись его отношениями с Эдвардом Коллином (женитьба друга стала для сказочника жизненной драмой). Постановщик ввел писателя в ряды героев балета, назвав его Поэтом. Этот нервный гений экстраполирует свои неурядицы на Русалочку, для чего сочиняет сказку о несчастной любви. Подразумевается, что именно друга, а не странного найденыша женского пола не замечает красивый Принц, женившийся на Принцессе. Но смысл балета шире гомосексуальных намеков. «Русалочка» – это рассказ о том, как человек обречен носиться в эмоциональном океане, отправляя любимым людям всплески чувств, и горе ему, если послание не найдет адресата.
«Утраченные иллюзии»
Большой театр
Музыку сочинил Леонид Десятников, танцы – Алексей Ратманский, а дирижировал Александр Ведерников. Они использовали либретто советского балета 1936 года, в котором герои Бальзака получили музыкальные профессии: Люсьен Шардон стал композитором, Корали и Флорина – балеринами. Как и в романе, герой спектакля сгорает в пламени эгоизма и честолюбия, попутно став игрушкой в руках сильных мира сего. На сцене воссоздан Париж 1830-х годов, поданный слегка размыто, в дымке истории. Над городом бегут изменчивые облака: так сценограф Жером Каплан обозначил мысль «все проходит». Под облаками живут люди: циничные богатеи, покровители хорошеньких актрис, легкомысленно-расчетливые балерины, продажные клакеры, присяжные театралы, соискатели успеха и беспечные прожигатели жизни. Их распирают нешуточные страсти, для которых есть лишь два выхода – искусство и интриги.
«Князь Игорь»
«Новая опера»
Петербургский режиссер Юрий Александров существенно преобразовал историю древнерусского военного похода. Увертюру поместил в середину действия, обозначив этой музыкой битву Игоря с половцами. Выбросил кусок половецких плясок, а закончил не веселым гласом народа по случаю возвращения князя из плена, а возвышенно-грустным хором поселян, поющих на том свете, демонстрируя тем самым, что Русь – место вековых страданий. В предпремьерном интервью Александров говорил, что эта постановка «о шапкозакидательстве, о горе, которое нам приносят руководители, о безответственности высокого начальства перед своим народом». Поход на половцев тут явно не оборонительный, а захватнический: солнечное затмение символизирует напрасность намерений, а святой старец с клюкой не желает благословить зарвавшегося князя.
Антреприза
Многогранность творчества в моноспектакле «1900»
(Театральное товарищество Олега Меньшикова)
Постановка Олега Меньшикова «1900» по пьесе итальянского драматурга Алессандро Барикко – первый опыт актера в жанре моноспектакля. Народный артист России выступил одновременно генеральным продюсером, соавтором, исполнителем, певцом, танцором и даже эквилибристом. Как рассказывается в программке, сначала артист размышлял о моноспектакле, состоящем из самых знаменитых монологов классических пьес. Потом о классе-концерте с пением, джазовыми импровизациями и чечеткой. Пьеса Алессандро Барикко «1900» дала возможность совместить обе задумки. В результате возник спектакль-монолог, где Меньшиков чуть-чуть подтанцовывает, вертит в руках трубу, что-то напевает и в течение часа сорока минут держит зрительный зал рассказом джазового корабельного трубача о гениальном пианисте, самозародившемся на американском лайнере и так ни разу не сошедшем на землю (предпочел взорваться вместе со списанным в утиль кораблем).
Десятилетие спектакля «День радио»
(«Квартет И»)
В минувшем сезоне комический театр «Квартет И», известный своими веселыми спектаклями и радиошуточками, отметил юбилей спектакля «День радио», рожденного в 2001 году. В ролях здесь задействованы Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай», а также Михаил Козырев в роли программного директора радиостанции «Как бы радио». Спектакль о простой российской радиостанции со всем многообразием ее «подводной жизни», остающейся за пределами эфира по причине того, что такое «не выносится из избы». Театр «Квартет И» создавали в 1993 всего пять выпускников эстрадного факультета ГИТИСа. Актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит и режиссер Сергей Петрейков. Однако сегодня в их коллективе работает не один десяток человек. Артисты позволяют себе роскошь не использовать в своих произведениях «чернуху», почти не трогают политику и не опускаются до шуток «ниже пояса».
За эксперименты в области «хохмодрамы» спектакль
«Страсти по Емельяну»
(Театр Сергея Безрукова)
Спектакль, поставленный по мотивам ранних рассказов Чехова, довольно скоро завоевал любовь зрителей, поскольку соткан из произведений, любимых со школьной скамьи: «Хирургия», «Ведьма» и «Канитель». Объединенные общим сюжетом, на сцене они становятся этапами жизни главного героя – молодого дьячка Емельяна, человека чистого и сильного духом, по-христиански любящего и умеющего прощать и свою грешную жену Любашу, и своего соперника – барина Петра Петровича, и свою соседку-богохульницу старуху Федосию. Жанр спектакля определен как хохмодрама: придуманный еще десять лет назад автором пьесы Виталием Безруковым, этот термин демонстрирует единство серьезного и смешного, комедийного и трагического. Драмой же оказывается сама жизнь, полная слез и разочарований, тревог и невзгод… «Страсти по Емельяну» – спектакль о страстях человеческих, это смех сквозь слезы, это рассказ о любви и предательстве, о ревности и прощении, о стремлении души к гармонии…
Легенда сцены
(номинация без голосования)
Сергей ЮРСКИЙ
Много ли у нас осталось таких актеров? Речь даже не о трудовом стаже – о классе игры, не столько собственно актерской, сколько игры ума, игры со зрителем в жизнь, которая из имитации самой жизнью вдруг и делается. И о чем бы ни был спектакль – он становится притчей о смысле твоего появления в этой жизни. Кого бы ни играл Юрский, в каком бы спектакле или фильме ни лицедействовал, результат один: на душе у зрителя становится легче, чище. Если даже это Фома Опискин или персонажи Хармса, предстающие у Юрского кем-то вроде ящериц и скорпионов, с которыми встречались в пустыне святые подвижники древности, обходя их стороной в страхе раздавить, прервать чудо жизни. Увы, о многих ролях осталась лишь память. Но есть Остап Бендер, которого Сергей Юрьевич представил не жуликом, а «рыцарем печального образа». Есть феерический Импровизатор в «Маленьких трагедиях». Есть страдающий злодей Тарталья из «Короля-оленя». Есть телевизионный шедевр на грани подвига – «Евгений Онегин». Есть Юрский, полвека собирающий полный зал, Клоун Божий, напоминающий нам о величии русского театра, единственного искусства, кроме, пожалуй, еще музыки, не подвластного ущемлению в правах. Потому что всегда – всегда, – кроме обращения к живому зрителю, адресуется к небесам.
Галина ВОЛЧЕК
В следующем году сорок лет, как она руководит популярным столичным театром, держит уровень репертуара и рейтинг популярности, растит новых звезд, приглашает на постановки молодых режиссеров. С возрастом человек часто испытывает усталость от себя. От окружающих, от своего дела. Но, похоже, Галина Волчек пока не знает, что это такое. Когда в 1970 году Олег Ефремов объявил о своем уходе во МХАТ, труппа «Современника» пережила настоящий шок из-за потери руководителя. А перед Волчек встал вопрос выбора: уйти за Ефремовым во МХАТ или оставаться в «Современнике». Осталась и через несколько лет стала руководителем театра. Ей тогда было 39 лет. И она понимала, что этот шаг означает если не полный отказ от актерской профессии, то существенные ограничения в ней. Решилась и осталась. Может быть, потому, что ценит в людях дар верности – верность слову, верность долгу, верность делу: «Верность я ценю больше всего и избегаю людей, способных к предательству, не важно, в чем оно выражается».
Представляем претендентов в очередных номинациях…
Лучший музыкальный спектакль
«Кастинг»
Театр Моссовета
Взяв за основу либретто Джеймса Кирквуда, режиссер Юрий Еремин написал пьесу «Кастинг» и поставил ее на сцене Театра имени Моссовета. На главную роль пригласил Аллу Сигалову, которая также стала хореографом–постановщиком спектакля и за месяцы репетиций добилась от всех участников отличного уровня танца. Свою роль Сигалова играет с сочувствием, пониманием и иронией. Она кокетничает и капризничает как примадонна и общается с участниками с железной несгибаемостью укротителя тигров. Однако постепенно за несколько карикатурной внешностью «столичной штучки» проступает усталая женщина, слишком хорошо знающая что почем; привыкшая все и вся держать под контролем. Эта героиня хорошо знает, что стоит ослабнуть ее воле (или ее несгибаемой спине), и – все рухнет. Рано или поздно так и будет… Но пока – музыка, маэстро!
«Человеческий голос»
«Школа драматического искусства»
Опера «Человеческий голос» была написана Франсисом Пуленком в 1958 году. За основу композитор взял уже известную к тому времени пьесу поэта, драматурга, режиссера и художника Жана Кокто. «Человеческий голос» – это драма женщины, оставленной своим возлюбленным, рассказанная в форме диалога по телефону с мужчиной, голоса которого зритель не слышит. Вслед за Жаном Кокто создатели спектакля превращают этот сюжет из мелодраматического в мифологический. Зрителю самому предстоит решить, что происходит на сцене – спектакль или концерт, трагедия отвергнутой женщины или притча о любви, которая сильнее разлуки, обиды и мести.
«Русалочка»
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко
Историю о несовпадениях человеческих страстей хореограф Ноймайер поставил к 200-летию со дня рождения Андерсена, вдохновившись его отношениями с Эдвардом Коллином (женитьба друга стала для сказочника жизненной драмой). Постановщик ввел писателя в ряды героев балета, назвав его Поэтом. Этот нервный гений экстраполирует свои неурядицы на Русалочку, для чего сочиняет сказку о несчастной любви. Подразумевается, что именно друга, а не странного найденыша женского пола не замечает красивый Принц, женившийся на Принцессе. Но смысл балета шире гомосексуальных намеков. «Русалочка» – это рассказ о том, как человек обречен носиться в эмоциональном океане, отправляя любимым людям всплески чувств, и горе ему, если послание не найдет адресата.
«Утраченные иллюзии»
Большой театр
Музыку сочинил Леонид Десятников, танцы – Алексей Ратманский, а дирижировал Александр Ведерников. Они использовали либретто советского балета 1936 года, в котором герои Бальзака получили музыкальные профессии: Люсьен Шардон стал композитором, Корали и Флорина – балеринами. Как и в романе, герой спектакля сгорает в пламени эгоизма и честолюбия, попутно став игрушкой в руках сильных мира сего. На сцене воссоздан Париж 1830-х годов, поданный слегка размыто, в дымке истории. Над городом бегут изменчивые облака: так сценограф Жером Каплан обозначил мысль «все проходит». Под облаками живут люди: циничные богатеи, покровители хорошеньких актрис, легкомысленно-расчетливые балерины, продажные клакеры, присяжные театралы, соискатели успеха и беспечные прожигатели жизни. Их распирают нешуточные страсти, для которых есть лишь два выхода – искусство и интриги.
«Князь Игорь»
«Новая опера»
Петербургский режиссер Юрий Александров существенно преобразовал историю древнерусского военного похода. Увертюру поместил в середину действия, обозначив этой музыкой битву Игоря с половцами. Выбросил кусок половецких плясок, а закончил не веселым гласом народа по случаю возвращения князя из плена, а возвышенно-грустным хором поселян, поющих на том свете, демонстрируя тем самым, что Русь – место вековых страданий. В предпремьерном интервью Александров говорил, что эта постановка «о шапкозакидательстве, о горе, которое нам приносят руководители, о безответственности высокого начальства перед своим народом». Поход на половцев тут явно не оборонительный, а захватнический: солнечное затмение символизирует напрасность намерений, а святой старец с клюкой не желает благословить зарвавшегося князя.
Антреприза
Многогранность творчества в моноспектакле «1900»
(Театральное товарищество Олега Меньшикова)
Постановка Олега Меньшикова «1900» по пьесе итальянского драматурга Алессандро Барикко – первый опыт актера в жанре моноспектакля. Народный артист России выступил одновременно генеральным продюсером, соавтором, исполнителем, певцом, танцором и даже эквилибристом. Как рассказывается в программке, сначала артист размышлял о моноспектакле, состоящем из самых знаменитых монологов классических пьес. Потом о классе-концерте с пением, джазовыми импровизациями и чечеткой. Пьеса Алессандро Барикко «1900» дала возможность совместить обе задумки. В результате возник спектакль-монолог, где Меньшиков чуть-чуть подтанцовывает, вертит в руках трубу, что-то напевает и в течение часа сорока минут держит зрительный зал рассказом джазового корабельного трубача о гениальном пианисте, самозародившемся на американском лайнере и так ни разу не сошедшем на землю (предпочел взорваться вместе со списанным в утиль кораблем).
Десятилетие спектакля «День радио»
(«Квартет И»)
В минувшем сезоне комический театр «Квартет И», известный своими веселыми спектаклями и радиошуточками, отметил юбилей спектакля «День радио», рожденного в 2001 году. В ролях здесь задействованы Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай», а также Михаил Козырев в роли программного директора радиостанции «Как бы радио». Спектакль о простой российской радиостанции со всем многообразием ее «подводной жизни», остающейся за пределами эфира по причине того, что такое «не выносится из избы». Театр «Квартет И» создавали в 1993 всего пять выпускников эстрадного факультета ГИТИСа. Актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит и режиссер Сергей Петрейков. Однако сегодня в их коллективе работает не один десяток человек. Артисты позволяют себе роскошь не использовать в своих произведениях «чернуху», почти не трогают политику и не опускаются до шуток «ниже пояса».
За эксперименты в области «хохмодрамы» спектакль
«Страсти по Емельяну»
(Театр Сергея Безрукова)
Спектакль, поставленный по мотивам ранних рассказов Чехова, довольно скоро завоевал любовь зрителей, поскольку соткан из произведений, любимых со школьной скамьи: «Хирургия», «Ведьма» и «Канитель». Объединенные общим сюжетом, на сцене они становятся этапами жизни главного героя – молодого дьячка Емельяна, человека чистого и сильного духом, по-христиански любящего и умеющего прощать и свою грешную жену Любашу, и своего соперника – барина Петра Петровича, и свою соседку-богохульницу старуху Федосию. Жанр спектакля определен как хохмодрама: придуманный еще десять лет назад автором пьесы Виталием Безруковым, этот термин демонстрирует единство серьезного и смешного, комедийного и трагического. Драмой же оказывается сама жизнь, полная слез и разочарований, тревог и невзгод… «Страсти по Емельяну» – спектакль о страстях человеческих, это смех сквозь слезы, это рассказ о любви и предательстве, о ревности и прощении, о стремлении души к гармонии…
Легенда сцены
(номинация без голосования)
Сергей ЮРСКИЙ
Много ли у нас осталось таких актеров? Речь даже не о трудовом стаже – о классе игры, не столько собственно актерской, сколько игры ума, игры со зрителем в жизнь, которая из имитации самой жизнью вдруг и делается. И о чем бы ни был спектакль – он становится притчей о смысле твоего появления в этой жизни. Кого бы ни играл Юрский, в каком бы спектакле или фильме ни лицедействовал, результат один: на душе у зрителя становится легче, чище. Если даже это Фома Опискин или персонажи Хармса, предстающие у Юрского кем-то вроде ящериц и скорпионов, с которыми встречались в пустыне святые подвижники древности, обходя их стороной в страхе раздавить, прервать чудо жизни. Увы, о многих ролях осталась лишь память. Но есть Остап Бендер, которого Сергей Юрьевич представил не жуликом, а «рыцарем печального образа». Есть феерический Импровизатор в «Маленьких трагедиях». Есть страдающий злодей Тарталья из «Короля-оленя». Есть телевизионный шедевр на грани подвига – «Евгений Онегин». Есть Юрский, полвека собирающий полный зал, Клоун Божий, напоминающий нам о величии русского театра, единственного искусства, кроме, пожалуй, еще музыки, не подвластного ущемлению в правах. Потому что всегда – всегда, – кроме обращения к живому зрителю, адресуется к небесам.
Галина ВОЛЧЕК
В следующем году сорок лет, как она руководит популярным столичным театром, держит уровень репертуара и рейтинг популярности, растит новых звезд, приглашает на постановки молодых режиссеров. С возрастом человек часто испытывает усталость от себя. От окружающих, от своего дела. Но, похоже, Галина Волчек пока не знает, что это такое. Когда в 1970 году Олег Ефремов объявил о своем уходе во МХАТ, труппа «Современника» пережила настоящий шок из-за потери руководителя. А перед Волчек встал вопрос выбора: уйти за Ефремовым во МХАТ или оставаться в «Современнике». Осталась и через несколько лет стала руководителем театра. Ей тогда было 39 лет. И она понимала, что этот шаг означает если не полный отказ от актерской профессии, то существенные ограничения в ней. Решилась и осталась. Может быть, потому, что ценит в людях дар верности – верность слову, верность долгу, верность делу: «Верность я ценю больше всего и избегаю людей, способных к предательству, не важно, в чем оно выражается».