«Золотой век» театров в Китае

Публика Поднебесной начинает привыкать к европейскому театру

 
Большой национальный театр Китая в Пекине

Конец года, как правило, является хорошим поводом для подведения итогов. Так, китайские эксперты и критики сообщили со страниц газет и журналов о тех значительных переменах, которые произошли в сфере китайского театрального искусства за последние двенадцать месяцев - «западный» театр, стремительно ворвавшись в жизнь Поднебесной, завоевывает большую популярность и пытается потеснить традиционный, государственный театр.
Западный «говорящий» театр – с диалогами и монологами на английском языке, для китайской публики – пока еще новинка, но ситуация начинает меняться. Фестивали в столицах Пекине и Шанхае являются частью неофициальной программы по продвижению новой для страны театральной тенденции в провинцию. Не удивительно, что отношение к ним у публики в провинции пока еще неоднозначное: в зале всегда шумно от разговоров, часто звонят сотовые телефоны, публике пока сложно сконцентрироваться на действии, происходящем на сцене. Поэтому очень важную роль играют театральные фестивали Пекина и Шанхая. Это своего рода старожилы – они проходят уже седьмой год и длятся по целому месяцу. Именно эти мероприятия готовят китайскую публику, сначала в столицах, а затем и в провинции к новым театральным формам.

Зачастую речь здесь идет не о коммерческой стороне, так как многие фестивали зачастую оказываются убыточными, а о просветительской.

Например, на недавнем фестивале в Чэнду (столице провинции Сычуань), который состоялся на сцене экспериментального театра «Восьмое пространство», показали только 9 постановок, а в Пекине эта цифра увеличивается более чем в шесть раз. Примечательно, что китайскими драматургами написаны меньше половины пьес, показанных в рамках этого форума. Тогда на китайскую землю высадился иностранный десант из 12 театров, который представлял Францию, Польшу и Японию. Несмотря на убыточность фестиваля, директор театра «Восьмое пространство» Ли Инг не унывает. На пресс-конференции по поводу открытия форума выступили многие чиновники местного и центрального министерств культуры, и их слова вселили в Ли Инг надежду на то, что в следующем году правительство возьмет часть расходов по финансированию мероприятия на себя.

Существенным препятствием для пропаганды западных спектаклей была жесткая цензура. Она и сейчас вызывает негативные эмоции у гостей театральных фестивалей, но китайцы только улыбаются – раньше все было значительно хуже. Цензоры с привычной въедливостью буквально вгрызаются в каждый сценарий западных трупп и в обязательном порядке посещают репетиции в надежде увидеть на них что-нибудь крамольное. В Пекине на цензоров у организаторов фестиваля уходит неделя, в Шанхае – до месяца. Репертуар должен отвечать многим требованиям: быть политически корректным, без антисоциальных намеков, никакой «обнаженки» и эротики, с осторожным отношением к религии.

В конце девяностых годов прошлого века, когда театры даже в мегаполисах были еще исключительно государственными, ни о каком западном театре не могло быть и речи. Серьезные реформы в жизни китайских театров начались в 2005 году, когда правительство дало добро на открытие частных театров. По-настоящему народную популярность они начали завоевывать относительно недавно - с 2009 года. Ник Ронгун Ю, заместитель директора Шанхайского центра драматического искусства, считает, что сейчас для театра в Китае наступил своего рода «золотой век». У правительства КНР есть деньги и оно готово их тратить, в том числе и на театры.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «В опасности все и всегда»

    «Театрал» продолжает следить за расследованием дела театрального педагога Александра Березкина, которого уже почти три месяца держат в СИЗО. На днях Мосгорсуд вновь продлил меру пресечения, хотя потерпевшая призналась, что соврала. ...
  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
Читайте также