«Ия родилась звездой»

 
Ия САВВИНА окончила факультет журналистики МГУ в 1958 г. Дебютировала на сцене в роли Лиды в спектакле студенческого театра МГУ «Такая любовь». С 1960 г. – актриса Театра имени Моссовета, где сыграла, среди прочего, Нору («Нора») и Соню («Петербургские сновидения»). В МХАТ – с 1977 г. сыграла Марию Львовну («Дачники»), Галину («Утиная охота»), Коллонтай («Так победим!»), Лику («Московский хор»), Шарлотту («Вишневый сад»), Зинаиду Савишну («Иванов»), Хлестову («Горе от ума»), Кабанову («Гроза»), Анфису («Три сестры»). Сейчас играет Аделаиду в «Кошках-мышках», Беляеву в «Новом американце». Снималась в фильмах: «Дама с собачкой», «Звонят, откройте дверь», «Анна Каренина», «История Аси Клячкиной…», «Гараж» и в других.

В марте Ия Сергеевна отмечает свой юбилей в МХТ спектаклем «Рождественские грезы», в котором она играет Софью Ивановну. В том же спектакле роль Татьяны исполняет Наталия ТЕНЯКОВА. Мы попросили ее рассказать о своей подруге и партнере по спектаклю, народной артистке СССР и лауреате Госпремии СССР Ие Сергеевне САВВИНОЙ
К жизни Ия относится очень жестко, трезво. Казалось бы, она достигла всего: ее слава народной артистки СССР – это действительно слава. Ее узнают на любом базаре. Притом она совершенно не заботится о своей звездности.

Поскольку жизнь ее била, она безумно сострадательный человек. Сострадание – ее главная черта. Она всегда понимает, кому плохо и как кому помочь. Она первая приехала к Табакову в больницу – не будучи с ним еще знакомой лично, – когда у него в 30 лет случился инфаркт. Привезла ему что-то вкусненькое, сказала: «Привет! Я Ия Саввина, а ты – Олег Табаков. Вот – съешь!» И так всегда – если беда, Ия откликнется первой.

Она страдает от несправедливости – физически страдает. Может заболеть от того, что с кем-то поступили несправедливо – обидели или обошли, и делает все, чтобы эту несправедливость восстановить в справедливость.

Она знает множество стихов. И читала, кажется, все. Сейчас она говорит: «Я уже все прочла, что надо читать образованному человеку, поэтому я могу позволить себе читать ерунду – детективы». Она их обожает. При этом кроссвордистка фантастическая. Разгадывает кроссворды на научном уровне – не те, что в газетках печатают.

Ее чувство юмора, чувство смешного – феноменально. Может любого рассмешить, как никто. И очень ценит это в людях.

Режиссер, которому она бесконечно доверяла, в котором растворялась, был Олег Николаевич Ефремов. У них было понимание на каком-то небесном уровне.

Ия первая знает роль наизусть. У нее феноменальная память. Она знает не только свою роль, но все роли в пьесе. Поэтому если кто-то забывает текст – Ия подскажет. Она актриса такого масштаба, что уже на первой читке она делает роль. Ее не надо ни учить, ни ломать.

Как она играла Лику в «Московском хоре»! Она ввелась на роль, когда из спектакля ушла Степанова, – буквально с одной репетиции. Она сыграла жизнь всего поколения. Так страстно! Это безумно трудная – физически – роль: она не сходит со сцены, много кричит. Ие это трудно было – у нее не очень профессиональные связки, непоставленный голос. Она же не училась на актрису. Поэтому каждый раз она срывала голос, но играла снова.

«Рождественские грезы» мы с ней играем уже очень много лет. Я понимаю, что зритель любит сказку. Особенно – наш зритель. Но не потому, что мы играем сказку, спектакль столько держится. Ия назвала этот спектакль «МЧС». Если что-то в театре срывается или кто-то заболел и надо заменить спектакль, то заменяют на нас. Потому что мы сохраним кассу. Мы всегда «Рождественские грезы» играем в Новый год, в православное Рождество. Саввина практически всю роль проводит в кресле. Но когда она встает из кресла – овация. А когда она появляется с пером в прическе, в косметике – мы не можем остановить аплодисменты. Зал не хочет успокаиваться.

Звездами надо родиться. Я вам точно скажу: я – не звезда, потому что я ей не родилась. Я – артистка. Честная. Но не звезда. А Саввина родилась звездой – с этими ее синими глазами, с этим ее серебряным голосом...

Она очень настоящая. Ей даже сложно приноравливаться к неким нормам. Если ей что-то не нравится – она в лицо человеку так и говорит. И она всегда такая. Она как-то идет с рынка – в одной руке пять килограммов картошки, в другой – банка огурцов. Навстречу ей бежит Юра Беркун и говорит: «Ия, сейчас сказали, что тебе дали звание – народной!» Она останавливается и отвечает: «Юр, ну дали мне звание. Вот я как шла с картошкой и огурцами, так и дальше пойду. Уже – народная. Ничего ж не изменилось!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Ольга Прокофьева: «Ее силе мог позавидовать любой мужчина»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Римас Туминас: «Однажды мама меня спасла»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но, по известным причинам, так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный по душевности сборник состоит из пятидесяти монологов именитых актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Вера Васильева: «В театр сбежала от повседневности»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет необычный сборник — 50 монологов именитых актеров, режиссеров и драматургов о любви к маме. Представить публике эту удивительную по теплоте и душевности книгу помешал всеобщий карантин, поэтому мы решили опубликовать отдельные её главы, чтобы в условиях унылой изоляции у наших читателей улучшилось настроение, и они позвонили своим близким — сказать несколько добрых слов. ...
Читайте также