С кровавой развязкой

Томас Остермайер предложил москвичам свою трактовку «Фрекен Жюли»

 

Известный немецкий режиссер, руководитель берлинского театра «Шаубюне» Томас Остермайер дебютировал в России постановкой пьесы Стриндберга «Фрекен Жюли», адаптированной к современности Михаилом Дурненковым. Спектакль стал первой премьерой на сцене только отремонтированного Театра наций. Руководитель театра Евгений Миронов констатировал, что работа была тяжелой, но он надеется, что их сотрудничество с Остермайером будет продолжено.
Старые пьесы повсеместно перешивают примерно по тем же причинам, по каким во времена дефицита женщины перелицовывают старые платья. Что делать, если нет нового и подходящего? Перелицовками занимаются во всем мире (можно вспомнить хотя бы «Нору», поставленную Остермайером у себя на родине). На этот раз Томас Остермайер все современные отечественные реалии в новой версии «Фрекен Жюли» передоверил Михаилу Дурненкову. Ну а что делать Дурненкову, если исходная коллизия пьесы отсылает к нравам далеким и чужим? Как убедить зрителей, что современная зрелая продвинутая девушка, знающая толк в отвязных вечеринках, матерном сленге, спиртном и наркотиках, относится к потере невинности прямо-таки со средневековым ужасом? Что делать с рассуждениями о голубой крови в устах дочки генерала? А уж о сексе без контрацептивов на современной подмосковной даче и вовсе говорить не приходится…

Все эти и другие несуразности и дырки текста актерам приходится «сшивать» своими нервными затратами, замазывать обаянием, закрывать мастерством и личной убедительностью. Все трое главных исполнителей: Юлия Пересильд (Кристина), Евгений Миронов (Жан), Чулпан Хаматова (Жюли) бросаются в провалы пьесы с тем бесстрашием и азартом, про который в цирке говорят «с куражом работают».

Художник Ян Паппельбаум выстроил на сцене кухню с обложки журнала модных интерьеров. Спектакль начинается молчаливой десятиминутной сценой разделки курицы, каждую подробность которой мы видим на висящем огромном экране. Кухонный антураж, визионерская точность деталей, да и сама курица, похоже, прилетели напрямую из спектакля Кети Митчелл, поставившей эту пьесу в «Шаубюне». Работая впервые с русскими актерами, отважный радикал Остермайер решил использовать приемы не затасканные, но уже опробованные и обкатанные.

Чулпан Хаматовой выпала, пожалуй, самая сложная из актерских задач спектакля. Ей надо соединить отвязную гламурную деваху первой части и перепуганную насмерть девушку-ребенка, вдруг лишившуюся своего девичества, из части второй. Обе задачи актриса выполняет с элегантностью. Хороша отчаянно веселящаяся Жюли, развлекающаяся на кухне с папиным шофером. Хаматова убедительно играет патрицианскую неразборчивость и патрицианскую снисходительность. Хороша и истерзанная девочка с размазанными после первой ночи губами, подламывающимися ногами на высоких каблуках, плавающим в глазах ужасом… Разъяренный любовник заталкивает ее в морозильник – остудиться, и она сидит там съежившимся воробышком.

… Долгая новогодняя ночь заканчивается похмельным рассветом. На полу пластиковый мусор. У Кристины выспавшееся, деловое и отмытое лицо. Рубашка Жана залита вином и забрызгана кровью убитой любимой собачки Жюли. По мобильному звонит хозяин дома. А Жюли, стоя на авансцене, с залитым слезами лицом теребит в руках револьвер отца, потому что больше ей держаться в этом мире не за что. В памяти остается маленькая съежившаяся от боли женская душа за минуту до выстрела.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также