Аттестация актеров: "за" и "против"

Что даст актерам театральная реформа?

 

Министерство культуры РФ разработало концепцию развития театра на восемь лет вперед. В рамках реформы в этом году планируется организовать возвращение существовавшей в советское время аттестации актеров. Этим вопросом в Министерстве культуры занимаются всего несколько месяцев, окончательное решение пока не принято, однако многие представители театральной среды уже настроены бойкотировать аттестацию. В сложившейся ситуации пытался разобраться корреспондент «Театрала».
Актеры, составляющие театральную труппу, пока работают по долгосрочным трудовым договорам. В спектаклях, по оценкам специалистов, не задействовано 15-20% коллектива. Пресловутую аттестацию собираются ввести с той целью, чтобы поставить «на колеса» проверку профессиональной состоятельности актеров и организовать борьбу с таким явлением, как «раздувание» труппы. Проверка поможет, по мнению авторов реформы, освободить рабочие места для молодых актеров - их будут нанимать на контрактной основе. К введению аттестации также невольно подталкивают участившиеся конфликты между художественными руководителями и актерами.

До изменения в законодательстве задачу о проведении аттестации каждый из руководителей театра решает самостоятельно - пока она не является обязательной. Однако еще в 2010 году в помощь театральным деятелям Министерство культуры разработало «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства». Этот документ носит лишь рекомендательный характер и не имеет юридической силы, если не включен в коллективный договор театра с артистами. В «Основных положениях…» содержится информация о том, кто и как должен формировать аттестационную комиссию, как часто нужно устраивать проверки. По идее аттестация должна проводиться раз в 3-4 года. За это время, как гласят «Основные положения...», «происходит старение знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности». Задача членов комиссии заключается в оценке квалификационных способностей актеров, а также в фиксировании «результатов, достигнутых ими при исполнении должностных обязанностей». Проверяющие могут посещать репетиции, спектакли, беседовать с актерами, с их коллегами по сцене – после этой процедуры они могут принять решение - соответствует ли актер своей должности или нет. Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем театра.

Изучая этот документ, невольно возникает вопрос - какая судьба у актеров, кто не прошедших аттестацию, и автоматически попадающих под сокращение? Авторы реформы видят несколько решений этой проблемы. Например, директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Алексей Шалашов предлагает заняться организацией актерских бирж. Он также не исключает и миграции актеров в другие профессиональные сферы. По сути это одна из самых «темных» сторон предстоящей реформы, и, естественно, далеко не все деятели театра разделяют позицию Министерства относительно предстоящих изменений. Так, Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома», в разговоре с корреспондентом «Театрала» определил проект как «не совсем продуманный и преждевременный». Причину этой «непродуманности» он видит в несоответствии законов будущей реформе: «Без изменения законодательства переаттестация мне не кажется своевременной и убедительной мерой для улучшения нашей жизни». По его словам, аттестация может быть полезной, когда «нужно вывести актера на пенсию или за пределы труппы, а этого сейчас сделать нельзя». При этом Захаров отметил, что сам работает без таких мер. Миссию аттестующего режиссер адресует художественному руководителю театра: «Я думаю, что никакой худсовет не справится с этой задачей – будут очень долгие споры и возобладают корпоративные интересы. Вероятно, это в большей мере функция художественного руководителя - такая печальная и трудная. Если человеку доверили театр, то его мнение должно быть определяющим».

Владимир Жорж, директор театра «Эрмитаж» категорически против реформы. «Любой артист – это уникальный мир, который раскрывается или не раскрывается лишь в определенных условиях. Кто возьмет на себя обязанность сказать, что этот актер плохой, а другой хороший»? Жорж считает, что «аттестация не принесет театральному сообществу ничего путного». Один из главных вопросов, которым задается директор «Эрмитажа» - как быть с личностными отношениями в театральном коллективе? «Получается, что судья – это человек, который в данный момент находится у руля, и будет решать, кому остаться, а кому уходить. Ни какой объективности здесь нет, и не будет. В конечном счете реформа обезличит театр» - утверждает Жорж.

Сами актеры относятся к предстоящим нововведениям пока спокойно, очевидно, в полной мере не осознавая всех тонкостей вопроса. Народный артист России, ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев думает, что во всем нужно видеть положительную сторону. «Актеры, подобно врачам или преподавателям обязаны подтверждать свою квалификацию и это не должно считаться чем-то оскорбительным». На его взгляд, одна из положительных сторон аттестации - возможность разобраться, почему многие из актеров, которые всю жизнь трудятся в театре, «остаются в тени». «Разумеется, аттестация не будет иметь никакого смысла, если к ней будут подходить формально», - считает Князев. Его взгляды во многом перекликаются с мнением актрисы и режиссера Светланы Враговой. Она оценивает аттестацию, как необходимую меру для развития театров, создания в них «актеров первого ряда». Альтернативу аттестации Врагова находит в «возможности режиссера самому заключать контракты с нужными актерами, чтобы они не попадали в готовый коллектив, как это случилось с Галибиным, Карбаускисом, Беляковичем». Также Врагова отметила, что государство должно обеспечить актерам, уходящим на пенсию, «достойную жизнь».

Мнения относительно изменений в театральной среде расходятся. Однако все единодушно смотрят на грядущую метаморфозу с сомнением. Уже сейчас много вопросов, ответы на которые не найдены. Ясно одно – в аттестации сложно будет найти намек на объективность, так как творческие личности часто претенциозны во взглядах. В любом случае, реформа, какое содержание она бы ни несла, встретит широкий резонанс в театральной среде. Главная цель реформы – переход на контрактную форму работы театра с актерами, по сути, приведет к насильственной смене актерских поколений.

Комментарии записали: Лариса КАНЕВСКАЯ, Ольга ГАВРИЛОВА.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Серебернников выступит на «Любимовке»

    В рамках образовательной программы фестиваля «Любимовка» пройдут встречи с Кириллом Серебренниковым, драматургами Михаилом Дурненковым, Евгением Казачковым и Родионом Белецким, куратором музея современного искусства «Гараж» Ильмирой Болотян и первым заместителем художественного руководителя-директора МХТ им. ...
  • «Свияжская АРТель» покажет на острове-граде три проекта

    С 18 по 23 августа состоится театральная лаборатория «Свияжская АРТель», посвященная направлению сайт-специфик. Ежегодно она проходит в разных местах острова Свияжск и делает конкретные объекты, от монастыря до тюрьмы и психушки, неотъемлемой частью эскизов. ...
  • Валерий Фокин снимет фильм после 20-летнего перерыва

    Валерий Фокин приступил к съемкам фантастического триллера «Петрополис» о многолетней связи лидеров сверхдержав с инопланетной цивилизацией. Картина основана на повести Кирилла Фокина «Огонь», ранее адаптированной для постановки «Сегодня. ...
  • Вышел тизер нового фильма Ренаты Литвиновой

    Первая за семь лет полнометражная картина, где Литвинова выступает как режиссер-постановщик и сценарист, станет продолжением одноименного спектакля «о Севере, Смерти и Любви» в МХТ им. Чехова. В фильме «Северный ветер» – фантасмагории о нескольких поколениях состоятельной семьи фабрикантов и крушении матриархата – снялась сама Рената Литвинова, а также ее дочь Ульяна Добровская (сейчас она учится на актерском факультете в Лондоне), Светлана Ходченкова, которая является близкой подругой актрисы, а также Софья Эрнст, Антон Шагин, Галина Тюнина, Максим Суханов и Михаил Ефремов. ...
Читайте также