Спектакль без слов

На российской сцене появилось много работ молодых сценографов

 
Фото Анатолия Морковкина

В Новом манеже проходит ежегодная выставка «Итоги сезона» №48. Она традиционно собирает работы московских сценографов за предыдущий театральный год. Художники московские, но география спектаклей – вся Россия и даже дальнее зарубежье. На этот раз представлено 90 экспонатов: макеты, эскизы костюмов и декораций. Это визуальные образы российских спектаклей, созданных в сезоне 2010–2011 годов.

«Итоги», родившиеся в 1964 году и с тех пор, не взирая ни на какие обстоятельства, не пропустившие ни одного сезона – выставка уникальная. Только здесь можно увидеть образ спектакля, еще не «населенного» актерами, не озвученного их голосами. Иногда и не осуществленного в реальности, а лишь нафантазированного в объемах и пространствах. Заглядывая в волшебную коробочку макета, невольно начинаешь придумывать движение пьесы в лицах. Есть в этом созерцании и нечто детское: крошечные фигурки, мебель размером с мизинец, цвета, перспективы – во все это хочется поиграть.

Нынешняя экспозиция, как обычно, дает широкую картину театральной жизни страны. Но тенденция такова, что среди действующих лиц современного российского театра все больше становится художников в самом активном возрасте – еще молодых, но уже опытных. Здесь эскизы костюмов Натальи Войновой к «Будденброкам», макет Алексея Кондратьева к спектаклю театра «Ленком» «Пер Гюнт» и эскизы костюмов Ирэны Белоусовой, работа Николая Симонова к спектаклю МХТ «Мастер и Маргарита», макеты Виктора Шилькрота к «Зойкиной квартире» Ярославского театра имени Волкова и «Скупому» в Новосибирском театре «Глобус», макет Веры Никольской к спектаклю Театра имени Вахтангова «Прощальные гастроли». А рядом уникальный камерный проект старейшины цеха Татьяны Сельвинской «Леди Шекспир» (первый домашний профессиональный театр «НИКИНДОМ»), работы знаменитых Бориса Мессерера, Владимира Арефьева, Юрия Харикова.

Самое любопытное, наверное, это разновозрастные тандемы режиссер – художник. Молодая Мария Трегубова работает с именитым Валерием Фокиным («Ваш Гоголь» в Александринке), а маэстро Сергей Бархин – с Миндаугасом Карбаускисом («Будденброки», РАМТ).

Две работы Юрия Гальперина – макеты к спектаклям «Дядюшкин сон» и «Канкун» – сам художник уже не монтировал к этой выставке, он скоропостижно ушел из жизни летом 2011 года.

На нынешних «Итогах сезона» приятно впечатлил не только возрастной диапазон участников, но и необычайное разнообразие манер и стилей. Инсталляция в самом современном духе органично соседствует здесь с классическими формами, и ни что ни с чем не спорит, ни что не толкается, ибо подавляющее большинство работ обладает достаточно высоким художественным качеством. Не все предшествующие выставки могли похвастаться таким результатом, но этой явно повезло.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также