В деревне Гадюкино дожди

В Et Cetera рассказали историю о людях, на которых держится мир

 

Действие спектакля разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и развалины античности, и дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой женщины Марии Христофоровны (в основе – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас.
Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. У Васильевой описано, как в одном из отдаленных городов России, где живет шестидесятилетняя Маруся, в течение трех месяцев не переставая идут дожди. И причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафоричной форме. Под ногами – серебряные шары – та самая шаровая молния, которую то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр…

Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. Единственное, что не дает погибнуть этой деревне Гадюкино, – Марусино небезразличие. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственное человечество. И в этом Марусечка, сродни Матрене Солженицына, жертвует всем ради других. Это про нее сказано: не стоит село без праведника. Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров. Различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная с «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. А вскоре погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят, падает и ударяется головой об лед.

В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно дважды подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей еще и отчество Христофоровна – несущая Христа. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простой картонный ящик, перевязанный крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз ящик во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она его не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить ящик, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Однако нелепая гибель уносит Марусю из жизни – наверное, в тот самый «ящик», о котором говорил старик.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также