Новый поворот

Миндаугас Карбаускис удачно дебютировал на сцене «Маяковки»

 

В пьесе забулдыге-трагику Громилову говорят: «У нас в доме мерзость, а ты – талант». На самом деле Островскому, отлично знавшему театр и с фасада, и с изнанки, было предельно ясно: в его недрах мерзость с талантом перемешаны так густо, что порой и не отделить одно от другого.
Сцена, где выходит наружу грязная интрига с провалом бенефиса актрисы Негиной, у Карбаускиса очень похожа на «общее собрание творческого коллектива». Например, из тех, что еще недавно проходили в этих самых стенах Театра Маяковского, когда свергали предыдущего руководителя. И даже помещик Великатов, этот «бог из машины», пришедший на выручку юному дарованию, не противоречит ситуации – ну, подвернулся спонсор, поправил дело, а кто ж, если не он?

Намеренно, нет ли, Карбаускис начал на этой сцене с пьесы о театре, но многое в его спектакле рифмуется с конкретным адресом премьеры. Скажем, то, что среди местных корифеев Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского, Михаила Филиппова, Расми Джабраилова появляется «варяг» Ирина Пегова. Любимая актриса режиссера позаимствована из МХТ, и именно она играет Негину, центр всеобщего притяжения. Или то, что в роли Нарокова, бескорыстного рыцаря искусства, спустившего на содержание театра все свои капиталы, выходит старейшина Маяковки Ефим Байковский. Он играет в старинной благородной манере и смотрится эдаким театральным Агасфером. И даже то, как Даниил Спиваковский в роли бедного учителя Пети Мелузова смахивает на своего тезку Трофимова из чеховского «Вишневого сада». А если вспомнить, что Театр Маяковского никогда не славился Чеховым, то и получается, что нескладный, необаятельный Петя – чужак на этом празднике жизни.

Поворотный круг увозит за кулисы героев, еще не досказавших свои реплики, а ладная, с персиковыми щеками и роскошной косой Негина–Пегова упруго подталкивает его движение ногой. То робко, то нетерпеливо, будто пробует ход иной жизни, готовая отдаться на волю равнодушного перпетуум-мобиле, а там – бог весть!

В этой Негиной сидит черт, такая способна взорваться, всех поставить на место и, в конечном счете, через всех перешагнуть. Это и есть талант, который, по Островскому, и красота одновременно. Талант как проклятие, как бешеное вино в крови, с которым предстоит жить, оставляя за собой руины чьих-то судеб, а возможно, и своей собственной. Великатов ведь еще тот тип. Филиппов играет не вальяжного «блаародного» помещика, а вещь в себе. Скромняга в мятой кепке, его герой на самом деле прагматик новейшего образца. Вот эти двое – самые неожиданные в спектакле. Остальные убедительны, хороши, но вполне предсказуемы. Однако все вместе, обеспеченные совершенно очевидным доверием режиссера, органично живут в странноватом, почти пустом пространстве большой, ржавого цвета коробки. Сценограф Сергей Бархин, конечно, поселяет их в театр, как в некую вселенную, где меняются лишь декорации жизни. Поворотный сценический круг становится не просто метафорой, но действующим лицом этого спектакля. Его бесстрастное вращение для одних – вечный бег по кругу, для других – попытка этот круг разорвать, ведь с авансцены не увидишь, что линия движения замкнута и может вернуть тебя в исходную точку.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также