Новый поворот

Миндаугас Карбаускис удачно дебютировал на сцене «Маяковки»

 

В пьесе забулдыге-трагику Громилову говорят: «У нас в доме мерзость, а ты – талант». На самом деле Островскому, отлично знавшему театр и с фасада, и с изнанки, было предельно ясно: в его недрах мерзость с талантом перемешаны так густо, что порой и не отделить одно от другого.
Сцена, где выходит наружу грязная интрига с провалом бенефиса актрисы Негиной, у Карбаускиса очень похожа на «общее собрание творческого коллектива». Например, из тех, что еще недавно проходили в этих самых стенах Театра Маяковского, когда свергали предыдущего руководителя. И даже помещик Великатов, этот «бог из машины», пришедший на выручку юному дарованию, не противоречит ситуации – ну, подвернулся спонсор, поправил дело, а кто ж, если не он?

Намеренно, нет ли, Карбаускис начал на этой сцене с пьесы о театре, но многое в его спектакле рифмуется с конкретным адресом премьеры. Скажем, то, что среди местных корифеев Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского, Михаила Филиппова, Расми Джабраилова появляется «варяг» Ирина Пегова. Любимая актриса режиссера позаимствована из МХТ, и именно она играет Негину, центр всеобщего притяжения. Или то, что в роли Нарокова, бескорыстного рыцаря искусства, спустившего на содержание театра все свои капиталы, выходит старейшина Маяковки Ефим Байковский. Он играет в старинной благородной манере и смотрится эдаким театральным Агасфером. И даже то, как Даниил Спиваковский в роли бедного учителя Пети Мелузова смахивает на своего тезку Трофимова из чеховского «Вишневого сада». А если вспомнить, что Театр Маяковского никогда не славился Чеховым, то и получается, что нескладный, необаятельный Петя – чужак на этом празднике жизни.

Поворотный круг увозит за кулисы героев, еще не досказавших свои реплики, а ладная, с персиковыми щеками и роскошной косой Негина–Пегова упруго подталкивает его движение ногой. То робко, то нетерпеливо, будто пробует ход иной жизни, готовая отдаться на волю равнодушного перпетуум-мобиле, а там – бог весть!

В этой Негиной сидит черт, такая способна взорваться, всех поставить на место и, в конечном счете, через всех перешагнуть. Это и есть талант, который, по Островскому, и красота одновременно. Талант как проклятие, как бешеное вино в крови, с которым предстоит жить, оставляя за собой руины чьих-то судеб, а возможно, и своей собственной. Великатов ведь еще тот тип. Филиппов играет не вальяжного «блаародного» помещика, а вещь в себе. Скромняга в мятой кепке, его герой на самом деле прагматик новейшего образца. Вот эти двое – самые неожиданные в спектакле. Остальные убедительны, хороши, но вполне предсказуемы. Однако все вместе, обеспеченные совершенно очевидным доверием режиссера, органично живут в странноватом, почти пустом пространстве большой, ржавого цвета коробки. Сценограф Сергей Бархин, конечно, поселяет их в театр, как в некую вселенную, где меняются лишь декорации жизни. Поворотный сценический круг становится не просто метафорой, но действующим лицом этого спектакля. Его бесстрастное вращение для одних – вечный бег по кругу, для других – попытка этот круг разорвать, ведь с авансцены не увидишь, что линия движения замкнута и может вернуть тебя в исходную точку.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также